Другой Египет - Эдфу, Асуан, ФилэЕгипет сходит с меня тонкой золотистой шкуркой и кажется далеким сном, словно был он не пару недель назад, а давным-давно.. Надо спешить, пока не забылось.Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Н. Гумилев
Насколько я понимаю, большая часть туристов, удостаивающих своим визитом Египет, посещает две наиболее знаковых достопримечательности: пирамиды в Каире и Карнакский храм в Луксоре, в довесок к которому прилагаются многочисленные следы египетской цивилизации в окрестностях Луксора, включая дивный храм Хатшепсут, на который невозможно смотреть без слез - так он похож на вокзал в Лейпциге эпохи воинствующего третьего Рейха. Соответственно, Луксор видели многие, а вот Асуан, наверное, нет. Поэтому я расскажу про то, что можно увидеть, забравшись в недра губернаторства Асуан.
Неприлично много букофф и фотофлудаКак и все многокилометровые вояжи по Египту, поездка в Асуан начинается в собачью рань, то есть, затемно. Поскольку нам "повезло" жить в последней гостинице на краю курортной цивилизации Прикрасноморья, экскурсионный автобус забирал нас последними - в пять утра, что несколько смягчало тяжесть подъема. Путь до первого пункта экскурсии - храма Гора в городе Эдфу - четыре часа по горам, пустыне и "сельскому" шоссе вдоль деревень и каналов в долине Нила. Самая живописная часть дороги, разумеется, проходит через горы, но именно ее легче всего проспать , поскольку организм все еще добирает то, чего не хватило из-за неприлично раннего подъема. Любование же красотами начинается после первой "технической" остановки в маленьком караван-сарае у дороги с заоблачными ценами на растворимый кофе в пластиковых стаканчиках и всякую мягкую рухлядь, которую сонный владелец пытается сбыть туристам, высаживаемым из многочисленных автобусов.
После томительного переезда под монотонный рассказ гида об истории Египта в целом и Асуана в частности автобус прибывает в Эдфу. Те, кто бывал в Луксоре, смогут без труда представить себе этот город, он похож на Луксор как брат-близнец. А вот храм Гора, в который нас везут, на луксорский совсем не похож. Прежде всего потому, что он сохранился полностью. После Карнака кажется, что стоишь не перед древнеегипетским реликтом, а перед декорацией к фильму "Фараон" - настолько хорошо сохранились все храмовые постройки. И только подойдя ближе, начинаешь замечать выбоины в стенах и варварски уничтоженные лица на барельефах. Говорят, это сделали христиане-иконоборцы в четвертом веке нашей эры - они разместилив храме свою деревню, и лица языческих идолов их раздражали. Вобщем, две тысячи лет - это для храма, конечно, не возраст. Особенно если его заносит песком по самую крышу... причем даже не храма, а входных пилонов, возвышающихся над долиной, как две горы.
Тем, кто решит, что храм Гора стоит в пустыне, придется разочароваться - он аккуратно вписан в очень даже жилую зону, просто современные дома не видны за расчищенными древними стенами. Я уже говорила, что храм относительно "новый" - он был построен в эпоху правления греческой династии Птолемеев, которой Египет достался при разделе империи Александра Македонского. Несмотря на свое чисто греческое происхождение, Птолемеи искусно позиционировали себя в качестве наследственных фараонов и честно воспроизводили стиль древнеегипетских храмов. Ну разве что вместо фресок и настенных росписей предпочитали греческое искусство барельефа, хорошо вписавшееся в египетский стиль. Почитать про храм можно здесь, а я буду только показывать.
Итак, как всякий уважающий себя древнеегипетский храм, храм Гора был окружен стеной. Вход в храм обрамляет величественный пилон, назвать который воротами как-то даже и язык не поворачивается. Очень сурьезное сооружение, подавляющее своим величием. Барельефы на стенах вполне сопоставимы размерами с колоссами, украшающими более древние египетские храмы. А вместо статуй фараонов вход сторожат статуи бога Гора в виде сокола. Если честно, мне он скорее напоминает сову, но раз сказано "сокол", то кто я, чтобы спорить?
Гипостильный (колонный) зал храма, конечно же, не в силах соперничать масштабами и грандиозностью с Карнаком, но... вобщем, тоже весьма впечатляет. Правда, у него есть потолок, что несколько затрудняет борьбу за удачные кадры. Стены зала сплош покрыты барельефами, изображающими фараона, предстоящего перед Гором. За фараоном присматривают Изида, Хатхор и Сехмет, а также множество других персонажей, от жрецов до несчастных убиваемых сотнями пленников.
В сердце храма спрятано настоящее сокровище - в Святилище храма сохранился гранитный алтарь фараона Нетанебу II, стол подношений и лоднка, на которой статую Гора ежегодно выносили из храма и отправляли по Нилу к храму его супруги богини Хатхор. В свою очередь, Хатхор раз в год навещала супруга. Так вот и жили они, два раза в год...
К несчатью, склероз не позволил мне запомнить, кому принадлежит маленький храм на подходе к величественному пилону, но он тоже весьма симпатичен и пользуется успехом у туристов.
После того, как в наших душах слегка утряслись впечатления от Эдфу, автобус взял курс на город Асуан, где нас ждали обед, плотина и остров Филэ. Про обед я лучше умолчу, про плотину тоже неинтересно - ее нельзя фотографировать, да и впечатление она производит не особое, поскольку построена по принципу пирамиды, и размеры ее визуально съедаются широкими террасами. Но памятник египетско-советской дружбы весьма красив, а Нил за пирамидой огромен - говорят, что озеро Нассера самое крупное из искуственных озер.
Собственно, Нил - с пальмами, лодочками, корабликами и... порогами.
Что же до города Асуана, то из окна автобуса хорошо любоваться, но тяжело снимать. Город красив, чист и зелен - три качества, совершенно нетипичные для египетских городов, которые мне довелось повидать. Нас везли по набережной, мимо гостиниц, построенных некогда англичанами, мимо заложенных ими же ботанических садов, мимо городских парков, мечетей эпохи Фатимидов и лодочек, белокрылых лодочек, плавно скользящих по Нилу. А сколько вокруг было цветов...
В одну из таких лодочек (нет, не белокрылых, а просто моторных) нас, в конце концов, погрузили и повезли... повезли, повезли по бескрайнему Нилу между старой и новой асуанскими плотинами, пока впереди не показались крутые скалы, вздымающиеся из воды, и волшебный остров... остров Изиды.
На самом деле, Филэ - никакой не Филэ. Остров, на котором изначально был построен храм Изиды, был затоплен еще после постройки первой асуанской плотины. На стенах до сих пор видны темные следы воды. Чтобы спасти уникальный храм - единственное святилище Изиды, действовавшее даже при римских императорах (храм был закрыт только при Юстиниане, явно не без происков христианского лобби) - его решили перенести на остров Аджилкия, на котором был в точности воспроизведен рельеф Филэ. Храм окружили железной стеной, откачали воду, разобрали и... собрали заново в том же виде на новом месте. О чем, разумеется, несведующему посетителю ни за что не догадаться - настолько аутентичны руины. Храм Изиды также был построен Птолемеями и активно достраивался римлянами после того, как Цезарь превратил Египет в провинцию Рима. Не мудрено, что и он дошел до нас в отличной сохранности.
Внутри храм мало чем отличается от храма Гора - тот же вестибюль, тот же колонный зал, только совсем небольшой, святилище, окруженное небольшими комнатами, посвященными разным богам. Главное отличие - в обилии изображений Изиды. Ее лик с коровьими ушками украшает даже колонны, что достаточно необычно - традиционно египетские капители изображают цветы лотоса или папирус. Здесь же и лотос, и папирус, и Изида в одном флаконе.
То, что к строительству храма приложили руку римляне, ощущается только снаружи - павильон Траяна неуловимо напоминает что-то знакомое, хотя и тут старались соблюсти народный стиль.
Рядом с павильоном Траяна пристроился совсем крошечный храм богини Хатхор, жены бога Гора. В него, увы и ах, не пускают, поэтому туристам остается лишь любоваться с террасы храма Изиды его руинами и живописным видом на Нил и скалы, оставшиеся от нильских порогов, которые затопило искусственное озеро между двумя плотинами.
Но историческими руинами прелесть острова Филэ не исчерпывается. Он просто чудесен - островок пышной зелени на темно-синих водах Нила (глубина реки оказывает волшебный эффект на цвет воды). Тихий, зеленый, цветущий - прибежище множества цапель и журавлей, сидящих на деревьях вдоль берега и равнодушно разглядывающих туристов. Здесь очень мало народу, и даже небольшой сувенирный магазинчик на удивление тих. Пожалуй, это единственное место, где ощущаешь себя действительно в святилище. О красоте красных скал, окружающих остров, рассказать невозможно - их надо видеть. Вечерами здесь устраивают свето-музыкальные шоу для туристов из Англии, Франции и Германии, приплывающих в Асуан на круизных лайнерах. Мы, конечно же, этого не видели...
Текст старалась не читать.
мда, скорее уж такое невозможно читать без слёз
про плотину тоже неинтересно - ее нельзя фотографировать,
мы фоткали в 2007
ещё и мародёрствуют сейчас ((
кстати, как там было во время этих волнений?
Нехилая провокация на несколько десятков убитых, вам так не кажется?
Первая.
Ой да ладно, беспорядки в Египте, беспорядки. Я вчера оттуда. В первые пару часов реально все очком на саксофоне играли. К вечеру стало ясно: аниматоры, обслуга и треть обитателей отеля свалила домой в свои Европы. Оставшиеся две трети - русичи. Так вот. Взвод пьяных руссотуристов, прикрыв сгоревшие плечи флагами России и знаменами Амкара, в сандалях поверх носков и семейниках, с криками "Египет для русских", громили толпы шокированных демонстрантов. Ненамного более вменяемые жены с воплями "Пшлинах все отсюда, у нас экскурсия, деньги плочены" прорывались в горящий исторический музей. Добрались бы до дома правительства - в РФ появился бы новый автономный округ.
По форумам народ спешно собирает манатки с целью "поучаствовать в настоящем перевороте, а не унылых митингах", лол.
«Здесь тепло, море и бунт заканчивается, а дома холодно, работа и бунт даже еще и не начинался».
Вторая - баш, кажется.
Рассказываю девушке о беспорядках в Египте, демонстрациях, отключении интернета во всей стране. Девушка спрашивает: Это всё из-за той акулы?