"Почем я знаю: может, через три недели наступит конец света!" (с)
Предыстория: прилетела вчера Элисса из Авиньона, привезла снимки фресок Джованетти. Слово за слово - полезли в Википедию проверить годы жизни Джованетти, проверили, потом из любопытства начали тыкать на побочные ссылки и в итоге тыканий какими-то неисповедимыми путями вылезли на Карло Кривелли.
Вживую Кривелли мы никогда не видели, и в репродукциях до вчерашнего дня - тоже. И многое потеряли: боже мой, да он же просто великолепен! :-)))

Вкратце о Карло Кривелли: венецианец, родился приблизительно в 1430 году, работал энное время в Заре (нынешний хорватский Задар, а в те времена - часть венецианской terra firma), потом переехал в еще одну жопу мира в провинцию Марке, где тоже много и плодотворно работал, числясь среди современников великим и могучим художником - надо сказать, более чем заслуженно.
Вазари, однако, в своих "Жизнеописаниях" не пишет о Кривелли ни слова - по целым двум причинам. Во-первых, Кривелли - венецианец, а, стало быть, с точки зрения флорентийца Вазари, ничтожная сволочь, недостойная даже упоминания в приличном обществе. (Впрочем, что там Кривелли: Вазари даже для Тинторетто отдельной главы не выделил, а впихнул его к флорентийскому пятому лебедю в десятом ряду Баттисте Франко - обругав при этом на чем свет стоит).
Во-вторых, по стилю Кривелли одной ногой стоит в поздней готике и даже не стесняется, а это для тосканского Возрождения совсем уже не комильфо. В общем, с попаданием в бестселлер Вазари венецианцу не повезло, и это постфактум определило его дальнейшее забвение среди широкой публики. К тому же, Кривелли писал в основном "недвижимость" - здоровенные алтарные полиптихи для францисканских церквей в маленьких городишках Марке, так что для того, чтобы ознакомиться с его творчеством, пришлось бы тащиться в эту глушь, а на такой подвиг желающих обычно не находилось.
Короче, искусствоведы Кривелли прочно забыли и толком не вспоминали аж до начала девятнадцатого века. Потом несколько местных энтузиастов, так сказать, открыли его заново, раззвонив по всему миру: ах, мол, какой, оказывается, замечательный и самобытный художник у нас тут жил и работал!!!
В результате их усилий в девятнадцатом веке Карло Кривелли снова вошел в моду. Обнищавшие францисканские монахи из Марке этому очень обрадовались и начали бодро распродавать его полиптихи иностранным туристам коллекционерам, толпами шаставшим по Италии, желая прильнуть к ренессансной духовности. Полиптихи, как правило, распродавались по частям, и в результате условный святой Доминик уплывал в Амстердам, святой Франциск - в нью-йоркский "Метрополитен", святой Авмросий - в какой-нибудь Токио, а центровая Мадонна, которую окружали все эти персонажи, оказывалась в Будапеште. Поэтому современным искусствоведам вот уже которое десятилетие подряд приходится играть в увлекательную игру "Собери полиптих Кривелли", угадывая, что где стояло и вообще относится ли этот конкретный святой Доминик к именно этому полиптиху или какому-нибудь другому.
(Кстати, самую большую коллекцию фрагментов полиптихов умудрилась собрать Лондонская национальная галерея, так что если кому охота ознакомиться с Кривелли в оптовом количестве и даже в макроразрешении - добро пожаловать к ним на сайт).
При этом Кривелли действительно хорош, чудесен и великолепен по самое никуда. Местами у него очень занятное искажение перспективы - иногда практически карикатурное, если смотреть face to face, но по факту в оригинальном виде (в полиптихе) это должно было работать на пространственное восприятие зрителя, смотрящего снизу вверх на здоровенную алтарную композицию, верхушка которой возвышается над ним метра этак на три.
Ну вот, для примера, святой Ансовин и Иероним Стридонский - кусок полиптиха из собора в Камерино. У обоих сильно укорочены и расширены головы, особенно у Ансовина (слева) - как раз с расчетом на то, что зритель будет смотреть на эту махину 187 на 71 сантиметр снизу вверх и для него все будет нормально.

Ну а теперь - о мистических огурцах! Если кто обратил внимание, то на "Благовещении со святым Эмидием" в начале поста прямо "на полу" лежит яблочко - и рядом с ним внезапно огурец. С яблочком, положим, все понятно: это символ грехопадения (и вообще всего плохого, потому что по-латыни что "яблоко" - malum, что "зло" - malum), но без грехопадения не было бы искупления Христом грехов человеческих, так что яблоко заодно еще и символ искупления. А вот огурец в качестве символа мы встретили впервые, и, надо сказать, он нас здорово обескуражил. :-))))
Причем у Кривелли этот мистический огурец фигурирует неоднократно - обычно где-нибудь рядом с Мадонной и Христом-младенцем, но иногда и рядом с кем-нибудь еще.
"Мадонна на троне с младенцем, протягивающим святому Петру ключи от рая" (сверху над Петром, справа от тонзуры Иакова из Марки): читать дальше
Вживую Кривелли мы никогда не видели, и в репродукциях до вчерашнего дня - тоже. И многое потеряли: боже мой, да он же просто великолепен! :-)))

Вкратце о Карло Кривелли: венецианец, родился приблизительно в 1430 году, работал энное время в Заре (нынешний хорватский Задар, а в те времена - часть венецианской terra firma), потом переехал в еще одну жопу мира в провинцию Марке, где тоже много и плодотворно работал, числясь среди современников великим и могучим художником - надо сказать, более чем заслуженно.
Вазари, однако, в своих "Жизнеописаниях" не пишет о Кривелли ни слова - по целым двум причинам. Во-первых, Кривелли - венецианец, а, стало быть, с точки зрения флорентийца Вазари, ничтожная сволочь, недостойная даже упоминания в приличном обществе. (Впрочем, что там Кривелли: Вазари даже для Тинторетто отдельной главы не выделил, а впихнул его к флорентийскому пятому лебедю в десятом ряду Баттисте Франко - обругав при этом на чем свет стоит).
Во-вторых, по стилю Кривелли одной ногой стоит в поздней готике и даже не стесняется, а это для тосканского Возрождения совсем уже не комильфо. В общем, с попаданием в бестселлер Вазари венецианцу не повезло, и это постфактум определило его дальнейшее забвение среди широкой публики. К тому же, Кривелли писал в основном "недвижимость" - здоровенные алтарные полиптихи для францисканских церквей в маленьких городишках Марке, так что для того, чтобы ознакомиться с его творчеством, пришлось бы тащиться в эту глушь, а на такой подвиг желающих обычно не находилось.
Короче, искусствоведы Кривелли прочно забыли и толком не вспоминали аж до начала девятнадцатого века. Потом несколько местных энтузиастов, так сказать, открыли его заново, раззвонив по всему миру: ах, мол, какой, оказывается, замечательный и самобытный художник у нас тут жил и работал!!!
В результате их усилий в девятнадцатом веке Карло Кривелли снова вошел в моду. Обнищавшие францисканские монахи из Марке этому очень обрадовались и начали бодро распродавать его полиптихи иностранным туристам коллекционерам, толпами шаставшим по Италии, желая прильнуть к ренессансной духовности. Полиптихи, как правило, распродавались по частям, и в результате условный святой Доминик уплывал в Амстердам, святой Франциск - в нью-йоркский "Метрополитен", святой Авмросий - в какой-нибудь Токио, а центровая Мадонна, которую окружали все эти персонажи, оказывалась в Будапеште. Поэтому современным искусствоведам вот уже которое десятилетие подряд приходится играть в увлекательную игру "Собери полиптих Кривелли", угадывая, что где стояло и вообще относится ли этот конкретный святой Доминик к именно этому полиптиху или какому-нибудь другому.
(Кстати, самую большую коллекцию фрагментов полиптихов умудрилась собрать Лондонская национальная галерея, так что если кому охота ознакомиться с Кривелли в оптовом количестве и даже в макроразрешении - добро пожаловать к ним на сайт).
При этом Кривелли действительно хорош, чудесен и великолепен по самое никуда. Местами у него очень занятное искажение перспективы - иногда практически карикатурное, если смотреть face to face, но по факту в оригинальном виде (в полиптихе) это должно было работать на пространственное восприятие зрителя, смотрящего снизу вверх на здоровенную алтарную композицию, верхушка которой возвышается над ним метра этак на три.
Ну вот, для примера, святой Ансовин и Иероним Стридонский - кусок полиптиха из собора в Камерино. У обоих сильно укорочены и расширены головы, особенно у Ансовина (слева) - как раз с расчетом на то, что зритель будет смотреть на эту махину 187 на 71 сантиметр снизу вверх и для него все будет нормально.

Ну а теперь - о мистических огурцах! Если кто обратил внимание, то на "Благовещении со святым Эмидием" в начале поста прямо "на полу" лежит яблочко - и рядом с ним внезапно огурец. С яблочком, положим, все понятно: это символ грехопадения (и вообще всего плохого, потому что по-латыни что "яблоко" - malum, что "зло" - malum), но без грехопадения не было бы искупления Христом грехов человеческих, так что яблоко заодно еще и символ искупления. А вот огурец в качестве символа мы встретили впервые, и, надо сказать, он нас здорово обескуражил. :-))))
Причем у Кривелли этот мистический огурец фигурирует неоднократно - обычно где-нибудь рядом с Мадонной и Христом-младенцем, но иногда и рядом с кем-нибудь еще.
"Мадонна на троне с младенцем, протягивающим святому Петру ключи от рая" (сверху над Петром, справа от тонзуры Иакова из Марки): читать дальше
Какая перспектива!
Кривеллі нагадав про Влада Єрко (нашого іллюстратора Гаррі Поттера, і інших чарівних казок)
Це як у JRRT знати лиш, що Куруфін - ельф, накрайняк - син давнього ельфійського ватажка Феанора (не заморочуючись Сильмариліоном та іншими подробицями). Оскільки я в свій час упоролася, то всесвіт Толкіна (Арда=Земля, 60 тис.років Сонця) плавно перетікає в нашу історію з географією, і теж можна сказати, що нічого складного, "тут треба просто звикнути"