Пришло письмо за распоряжением начальника Управления по информационной защите и кибербезопасности (о, как!) сменить пароли на вход в систему и рабочую почту. Сервер защитить не могут, зато мы должны локально защищаться, будто это спасёт нас от хакерских атак. Вообще-то, пароль мне ставил администратор, тогда это был Илья, который мог всё, и, видать, за это попавший под сокращение, зато оставшийся админ сидит в дирекции и почему-то даже не состоянии зайти в наши компы дистанционно. Но, слава Богу, мне всё удалось, предложена была ссылка для перехода на сменку, вошла без всякого админского участия, намудрила, конечно, с новым паролем, но очень надеюсь, что система и почта нормально будут открываться и в дальнейшем. А в почту и, вообще, пришлось заходить через самовар.
В бухгалтерии установили новую программу, теперь они, наверное, смогут сами рассчитывать нам нормально зарплату, как они это будут делать без предыдущих данных знать не знаю и не спросила, надеюсь, их профессионализма хватит и на нас, и на все другие бухгалтерские дела.
Кажется, наступает время принятия. А в жизни нашего подразделения не только весенние цветочки... После прошлонедельного заседания с этим самым Управлением по кибербезопасности, где нам разъясняли возникшую ситуацию (а мы задавали вопросы), на этой неделе заинтересовалась шибко нами начальница нашего Управления (по музею, библиотеке и издательскому делу) с явным намерением узнать, а не сидим ли мы здесь сложа руки и чем собственно, вообще, занимаемся? Из-за отдела обслуживания возмущалась, как это вы не можете выдавать книги? Что вам мешает? Написали вам автора и название, вот и ищите! Пока ей что-то пытались объяснить с расчётом на некое изначальное понимание, что невозможно при количестве Фонда в несколько миллионов книг разыскать требуемую, до меня дошло, в чём она тупит. И хотя меня никто и не спрашивал, я тут у Нины в Генеральном каталоге всего лишь проверяю старые издания, зачем-то начинаю пояснять: "У нас книги стоят не по алфавиту, расстановка по формату, изначально разработанная Академией Наук для своей библиотеки, такая помогает оптимально экономить место - полки разной высоты. На книгу ставится номер формата или буква - "И" - самый маленький, "К" - больший, "Л" и "М" - ещё больше, "Н" - совсем большой, а через дробь порядковый номер поступления по этому формату. Поэтому мы можем найти книгу только по шифру в каталоге"... Огромное недоумение: какой ещё формат???... Нина добавляет: "Ирбиса сейчас нет, а бумажный каталог у нас только до 2004 года"... - "У вас что, ещё и бумажный каталог остался?"...
Да, остался каким-то непостижимым образом - и генеральный и читательский. Не то чтобы рука не поднялась на него, просто старые книги заносятся в базу реже, как правило, после заказа. Юля, правда, почти всю дореволюционную периодику занесла. Карточки перестали ставить в бумажный каталог, когда Ниночка только что вышла из декретного отпуска. Сказали: всё, хватит, - только в электронном виде. Десять человек в библиотеке сократили под это дело... Только Нину сократить нельзя было, у неё младенец на руках. Она предложила тогда: "Давайте я буду писать от руки хотя бы в Генеральный?"... Хотя программа Ирбис предусматривает распечатку библиотечных карточек. Но чтобы она сама, не послушав начальства, вдруг не начала вести картотеку, вынесли и выкинули несколько почти новых каталожных кубов, чтобы ей некуда было расставлять.
Нонче, конечно, студенты приходят в библиотеку не за книгами, они приносят свои ноуты, подключаются к вай-фаю и занимаются своими делами. Иногда сидят не в читальном, а гоголевском или каталожном залах. И спрашивают сотрудников: "А для чего эти ящички?" Сегодняшние дети уже не знают бумаги, если в интернете нет нужной им литературы по теме, они говорят своему преподавателю: "Такой книги нет!"... Но и те, кто ещё умеет читать бумажные книги, ищут и заказывают на сайте библиотеки. Сейчас прибегают в недоумении - помогите найти! Сажают их в бумажный каталог, показывают что и как, как-то и мне приходилось обслуживать, когда мимо проходила и ко мне обращались. Достала ящик, показала, оставила перед носом требование: напишите здесь номер вашего билета, здесь шифр книги, здесь автор, заглавие, год, место, ниже - дата, подпись)) После чего зав. отделом обслуживания мне выговорила, что раз уж занимаюсь этим делом, то надо стоять у читателя, пока он требование полностью не заполнит, а то они выдирают карточку из каталожного ящика (а карточки насажены на довольно толстый штырь) и несут им на абонемент: "Мне вот эта книга нужна"...
Приходили к нам в отдел ребята из техподдержки, вызывали их оживить отечественные компы, хорошо, я в своё время отказалась от такого, а то мучилась бы, как Полина и Люся. Хоть не очень свежий мой, но работает и слава Богу! Может, потом что-нибудь получше закупят. Приходившие ребята не петергофские, общий сервер не обслуживают, но мы их всё равно спросили, как там дела на этом фронте обстоят? Ответили, что сервер поставили на усиленную очистку. Должно выявить всю заразу и убрать её. Но сколько это будет продолжаться - не знают. Спрашиваем: а вдруг эта самая очистка полностью сервер переформатирует?.. Пожимают плечами: Возможно. - И что тогда будет?... Даже чуть улыбаются, глядя в монитор, мол, подсказать или сами догадаетесь? В общем, понятно, 30 лет работы Университета - коту под хвост... Но почему всё равно хочется верить в чудо, что убиваемы только вирусы, а наш Ирбис и программы других подразделений сохранятся полностью. Нам только двух дней не хватило, чтобы перебросить уже готовые договоры в планфин... А в бумажном виде теперь их не берут без особого распоряжения. Турбо велели две недели даже не открывать.
Только вот почему же так, что атаки на другие организации, на тот же Сбербанк, Лукойл, которые случаются очень часто, почти постоянно, мы даже привыкли уже к информации об этом, не приводят к подобному сбою их работы, они моментом всё восстанавливают, и даже не прекращают обслуживание! Но что же наши-то такие олухи царя небесного, да что там олухи, так и хочется цитату из Лаврова привести. Впрочем, Университет и сам таких растит.
Считается, что наш Универ - 2-й по значимости вуз в стране, 1-м, видимо, стать не позволили. Но значимость-то можно поднимать не столько внешними мероприятиями, хотя и они тоже очень нужны, ни дурацкими проектами в первую очередь переезда чёрти_знает_куда, ни рекламой трехсотлетия, которая вывешена сейчас везде по городу - и на щитах, и на общественном транспорте, каждый второй троллейбус едет с пририсованной цифрой 300 и трафаретом Коллегий, а ещё и какими-то вложениями на развитие внутренних подразделений, которые работают на учебный и научный процесс. В этот год удалось выбить больше денег на закупку, не всё, конечно, что задумали приобрести, удалось уложить в эту сумму, но всё же! Не лишили бы нас за время простоя этих денег, такое возможно, у нас любят переброску делать с одного на другое. Но будем надеяться, что пока сервер того, это невозможно. А там, даст Бог, успеем протащить, уже всё в готовности.