Фигаро - Роландо Панераи
Сюзанна - Ирмгард Зеефрид
Граф - Марио Петри
Графиня - Элизабет Шварцкопф
Марселина - Луиза Вилья
Бартоло - Сильвио Майоника
Базилио - Антонио Пирино
Дир. Герберт фон Караян
Несколько раз бралась слушать, и всё безрадостно. Пение откровенно дерганое, неслаженное, все вразнобой, никакой выверенности и точности, которая так необходима в Моцарте. Так не хватает тщательности и ясности. Причём все стараются, вкладываются, но ожидаемого позитива от музыкально заряжающих (обычно) Ноцц нет. Некомфортно слушать Я часто выключаю и делаю паузы, чтобы уши отдохнули. И при этом каждый отдельный артист поёт вроде нормально, живо так; но впечатление, что не персонажи, а сами певцы чё-то там между собой устроили разборки.
читать дальшеРечитативы поют замедленно (почему, это же диалоги и сюжет?) и одновременно хаотично со срывами, потому что параллельно играют, а арии - наоборот, ненормально быстро. Общие сцены поют не продуманно, не выдержанно, торопятся, и при этом огня тоже как-то не хватает.
Наверно, это был хороший спектакль визуально - все стараются играть, бас с баритоном вообще имели сильные актёрские таланты. Как сюжетный спектакль под фоновую музыку, может, это и удалось, но слушать тяжко.
Дирижирование просто ужас; конечно, микрофоны в 54 году еле как выставлены, музыка перебивается голосами и местами сама перебивает их, это ладно; но сам звук, линии мелодий, всё развалено. Местами так дёргает музыку...
В финальном ансамбле 2 акта артисты вообще все разошлись между собой и оркестром, музыка в одну сторону, они в другую, аааа Ну вы же классические звезды мировой сцены, але, что вы так халтурите. Почему известный тщательностью Караян на репетициях с ними всё не выучил, мне непонятно. Почему певцы, которым 30+, не проявили умение выдерживать вокальные линии по нотам и не расходиться с музыкой, ааа! Предполагаю, увлечение живого спектакля и нетребовательность того времени к Моцарту сработали. Конечно, откуда в Скале 1954 года взялся бы моцартовский стиль. Там одни "Паяцы" с "Тосками" шли. И десант из немецкой сопраны и дирижёра не помог.
Мой любимый ансамбль конца 4 акта ("Pian, pianin") - просто никак...
Изумительна Сена Юринац, вот у кого и сила, и красота, и вменяемость. Она, несомненно, лучший Керубино ever. Очень красивый голос, уверенность, нормальное пение, нет воплей и её тембр действительно похож на подростковый и ей веришь.
Петри - мягкий и очень спокойный граф, может, потому что бас. Он снисходительно-пофигистски всё поёт, никакой агрессии или нервозности, как танк. Радовал местами, например, в начале 3 акта, звучный, сфокусированный такой.
Сюзанна нормальная, звонкая, её слышно и заметно, ну просто базовая. Не особо интересна по содержанию, нет новых или глубоких открытий в роли, просто норм. У меня ещё две "Ноццы" с ней, надо сравнить. В целом практичная и без вдохновения, а граф весь элегантный. Такая Сюзанна ему не подходит.
Шварцкопф не слышно за остальными, она утончённа, но не запомнилась, голос звучит вдали, в ансамблях совсем стирается. Арии ничего так.
Панерайчика в роли Фигаро я не люблю, имхо, не его роль и так он в неё и не вжился. Даже его голос тут малоузнаваем, звучит не так харизматично и нет знакомой звучной темноты. Это странно, у него всё для роли есть, но слышно, что не чувствует персонажа, недостаточно драмы и глубины. Формально норм, и на фотках уместно выглядит, но по сравнению с некоторым гениальными Фигаро (не будем показывать пальцем) заметно, что роль не охвачена. Сам на фотках довольный собой.
Публика орёт и радуется, им живьём всё понравилось.
Побитый жизнью мужичок справа внизу - это шикарный бас Калабрезе, один из моих любимейших, в мелкой роли Антонио. Как они таких певцов расходовали на микро-партии. В следующем 1955 году он сам споет графа в отличной студийке с Брускантини. А здесь занятно слушать диалог двух похожих тембром и уровнем басов в ролях графа и садовника.
С Панераем есть Ноццы следующего года, тоже раскритиковала в свое время; позже живые записи 68 и 70 годов, там уже лучше, как-то дорос до партии, но слышно плохо сами записи.
С Петри есть лучшего качества, но мрачноватая запись 68 года со Стратас; даа, можно его послушать без этих всех. Шварцкопф везде лучше, чем здесь; её базовая студийка - с Джулини, она там стервозновата, но хоть есть персонаж.