Есть книги, о которых говорят и пишут так много, что они давно стали легендами, и за этими легендами забывается их настоящая история. К таким всемирно известным книгам, попавшим и в художественную литературу, и в кинематограф, относится так называемый «Гигантский кодекс» или «Библия Дьявола».
Легенда гласит, что случилось все в начале XIII века в бенедиктинском монастыре в Чехии. Грешный монах был осужден на смерть — его должны были замуровать в келье. Видя, что смерть неминуема, грешник взмолился о милосердии, и тогда настоятель монастыря поставил условие помилования монаха. За одну ночь он должен написать книгу, в которой будет собрана вся мудрость мира. Успеет — будет помилован, не успеет — его замуруют.
Несчастный монах принялся за работу, но вскоре понял, что выполнить задание невозможно. Ночь — это только отсрочка перед казнью, а потом его ждет медленная и мучительная смерть.
Следовало монаху раскаяться в грехах и воззвать к милости Всевышнего, но грешник даже не вспомнил об этом. Желая спасти свою недостойную жизнь, он воззвал к князю Тьмы, к самому Дьяволу, умоляя спасти его.
И Дьявол явился. Он пообещал спасти монаха, помочь ему выполнить задание, но в благодарность грешник должен был нарисовать его портрет.
Монах согласился. Это был ужасный грех, но несчастный думал только о том, чтобы избавиться от казни. И утром удивленные монахи увидели великолепный и огромный том, где и правда была собрана вся известная для того времени мудрость. И все же больше всего их поразила не мудрость мира, а портрет Дьявола. В честь этого портрета книга и получила одно из своих имен — «Библия Дьявола». Другим названием стал «Гигантский кодекс» (кодекс, это любая книга, где есть корешок, а страницы переворачиваются, то есть все наши книги — это кодексы).
Вмешательство в создание кодекса Дьявола привело к тому, что всех владельцев книги преследовали несчастья. Она часто меняла владельцев, однажды для спасения от пожара ее выкинули из окна, и никому она не принесла счастья. Так гласит легенда.
А на самом деле?
На самом деле, чтобы создать «Гигантский кодекс», неизвестный монах — даже с его именем нет ясности, то ли Герман, то ли Собислав — трудился не менее 20 лет, а, возможно, и все 30.
Да и в названии «Библия Дьявола» есть существенная неточность. Дело в том, что в кодексе была переписана не только Библия.
Что же туда вошло?
1. Ветхий Завет.
2. Труды писателя и историка Иосифа Флавия (около 37-100 г.) «Иудейские древности» и «Иудейская война» (вместе в воображаемым портретом историка).
3. «Этимологии» Исидора Севильского (это энциклопедия VII века).
4. Восемь трактатов по медицине (в том числе Гиппократа — около 460-370 гг. до н.э.).
5. Новый завет (после трактатов по медицине!).
6. Наставление в покаянии.
7. Ритуал экзорцизма (изгнания из человека бесов и прочей нечисти).
8. «Чешская хроника» Козьмы Пражского (написана около 1119-1125 гг.).
9. Предположительно (так как листы были вырезаны) Устав св. Бенедикта.
10. Календарь-мартиролог (список признанных святых, имена которых приводятся в календарном порядке в соответствии с датой их мученичества, то есть «днями рождения» к новой жизни, иными словами — святцы).
11. Список насельников монастыря.
Зато название «Гигантский кодекс» совершенно точно отражает ситуацию. Фото выше весьма красноречиво. А вот некоторые данные:
Формат листов — 89 х 49 см.
Толщина книги — 22 см.
Вес — 75 кг.
На изготовление тома ушла шкура 160 животных!
Представляете, сколько это стоило? Эта одна из причин, почему кодекс часто продавали — на нем можно было хорошо заработать в случае возникновения финансовых трудностей. При этом для XIII века книга считалась уже старомодной.
Почему?
По многим показателям. К примеру, последовательность библейских книг в кодексе относится к более раннему времени, как и некоторые переводы. Почерк тоже для XIII века был устаревшим. Все это идет от эпохи Каролингов — королевской и императорской династии у франков, которая правила в 751-987 годах. Правда, мода продержалась дольше, чем Каролинги — до конца XI века, но здесь-то уже был век тринадцатый!
И еще один момент — переплет книги относится не XIII, а к XIX веку, хотя в те времена переплетчики и уверяли, будто использовали фрагменты подлинного переплета XIII века.
Кстати, в перечислении содержания книги забыла упомянуть еще один пункт — образцы алфавитов: еврейский, греческий, глаголица, кириллица и латиница с дополнительными знаками. Все написано четко, ясно и красиво. Можете полюбоваться на образцы страниц!
Но Дьявол — какой он там? Можете полюбоваться ниже. Вам в его облике ничего не кажется странным?
Многим исследователям казалось. Они даже уверяли, будто изображение Дьявола напоминает танцующие фигуры божеств индийского пантеона.
«Нет-нет! — не соглашались другие. — Где Индия, а где Чехия! И не танцует Дьявол, он как зверь собирается прыгнуть на грешника».
И все же нечто восточное в облике Дьявола есть: его руки и ноги — это птичьи лапы, да и поза — это же птичья тушка!
Спросите, а причем тут Восток и птицы?
Дело в том, что по многим представлениям Востока нечисть можно определить по птичьим следам. Сразу вспоминается легенда, как царя Соломона подменил демон Асмодей. Он принял облик царя, но разоблачить его и спасти царя из плена удалось благодаря следам Асмодея — птичьим.
Спросите: «Откуда в Чехии могли знать эту легенду?»
А взаимопроникновение культур – давно известное явление. Почему бы не предположить, что ученый монах эту легенду знал? Вот он и изобразил Дьявола в виде Асмодея — с птичьими ногами и кистями рук.
Но есть еще одна загадка кодекса. На странице 576, как раз перед изображением Дьявола-Асмодея, есть изображение Рая. Оно ниже.
Великолепный многоярусный Небесный Град — с крепостными стенами и башнями. Помните, что в легендах и сказках у Небес много уровней — три, семь или девять? Здесь небес десять!
И вот ведь что удивительно, люди запомнили, что в Гигантском кодексе есть изображение Дьявола — даже том назвали в честь него. А вот про Небесный Град почему-то забывают. Нет, чтобы назвать кодекс «Райской Библией» или «Небесной». Нет же! Называют «Библией Дьявола».
И вот это самая большая загадка.
Легенда гласит, что случилось все в начале XIII века в бенедиктинском монастыре в Чехии. Грешный монах был осужден на смерть — его должны были замуровать в келье. Видя, что смерть неминуема, грешник взмолился о милосердии, и тогда настоятель монастыря поставил условие помилования монаха. За одну ночь он должен написать книгу, в которой будет собрана вся мудрость мира. Успеет — будет помилован, не успеет — его замуруют.
Несчастный монах принялся за работу, но вскоре понял, что выполнить задание невозможно. Ночь — это только отсрочка перед казнью, а потом его ждет медленная и мучительная смерть.
Следовало монаху раскаяться в грехах и воззвать к милости Всевышнего, но грешник даже не вспомнил об этом. Желая спасти свою недостойную жизнь, он воззвал к князю Тьмы, к самому Дьяволу, умоляя спасти его.
И Дьявол явился. Он пообещал спасти монаха, помочь ему выполнить задание, но в благодарность грешник должен был нарисовать его портрет.
Монах согласился. Это был ужасный грех, но несчастный думал только о том, чтобы избавиться от казни. И утром удивленные монахи увидели великолепный и огромный том, где и правда была собрана вся известная для того времени мудрость. И все же больше всего их поразила не мудрость мира, а портрет Дьявола. В честь этого портрета книга и получила одно из своих имен — «Библия Дьявола». Другим названием стал «Гигантский кодекс» (кодекс, это любая книга, где есть корешок, а страницы переворачиваются, то есть все наши книги — это кодексы).
Вмешательство в создание кодекса Дьявола привело к тому, что всех владельцев книги преследовали несчастья. Она часто меняла владельцев, однажды для спасения от пожара ее выкинули из окна, и никому она не принесла счастья. Так гласит легенда.
А на самом деле?
На самом деле, чтобы создать «Гигантский кодекс», неизвестный монах — даже с его именем нет ясности, то ли Герман, то ли Собислав — трудился не менее 20 лет, а, возможно, и все 30.
Да и в названии «Библия Дьявола» есть существенная неточность. Дело в том, что в кодексе была переписана не только Библия.
Что же туда вошло?
1. Ветхий Завет.
2. Труды писателя и историка Иосифа Флавия (около 37-100 г.) «Иудейские древности» и «Иудейская война» (вместе в воображаемым портретом историка).
3. «Этимологии» Исидора Севильского (это энциклопедия VII века).
4. Восемь трактатов по медицине (в том числе Гиппократа — около 460-370 гг. до н.э.).
5. Новый завет (после трактатов по медицине!).
6. Наставление в покаянии.
7. Ритуал экзорцизма (изгнания из человека бесов и прочей нечисти).
8. «Чешская хроника» Козьмы Пражского (написана около 1119-1125 гг.).
9. Предположительно (так как листы были вырезаны) Устав св. Бенедикта.
10. Календарь-мартиролог (список признанных святых, имена которых приводятся в календарном порядке в соответствии с датой их мученичества, то есть «днями рождения» к новой жизни, иными словами — святцы).
11. Список насельников монастыря.
Зато название «Гигантский кодекс» совершенно точно отражает ситуацию. Фото выше весьма красноречиво. А вот некоторые данные:
Формат листов — 89 х 49 см.
Толщина книги — 22 см.
Вес — 75 кг.
На изготовление тома ушла шкура 160 животных!
Представляете, сколько это стоило? Эта одна из причин, почему кодекс часто продавали — на нем можно было хорошо заработать в случае возникновения финансовых трудностей. При этом для XIII века книга считалась уже старомодной.
Почему?
По многим показателям. К примеру, последовательность библейских книг в кодексе относится к более раннему времени, как и некоторые переводы. Почерк тоже для XIII века был устаревшим. Все это идет от эпохи Каролингов — королевской и императорской династии у франков, которая правила в 751-987 годах. Правда, мода продержалась дольше, чем Каролинги — до конца XI века, но здесь-то уже был век тринадцатый!
И еще один момент — переплет книги относится не XIII, а к XIX веку, хотя в те времена переплетчики и уверяли, будто использовали фрагменты подлинного переплета XIII века.
Кстати, в перечислении содержания книги забыла упомянуть еще один пункт — образцы алфавитов: еврейский, греческий, глаголица, кириллица и латиница с дополнительными знаками. Все написано четко, ясно и красиво. Можете полюбоваться на образцы страниц!
Но Дьявол — какой он там? Можете полюбоваться ниже. Вам в его облике ничего не кажется странным?
Многим исследователям казалось. Они даже уверяли, будто изображение Дьявола напоминает танцующие фигуры божеств индийского пантеона.
«Нет-нет! — не соглашались другие. — Где Индия, а где Чехия! И не танцует Дьявол, он как зверь собирается прыгнуть на грешника».
И все же нечто восточное в облике Дьявола есть: его руки и ноги — это птичьи лапы, да и поза — это же птичья тушка!
Спросите, а причем тут Восток и птицы?
Дело в том, что по многим представлениям Востока нечисть можно определить по птичьим следам. Сразу вспоминается легенда, как царя Соломона подменил демон Асмодей. Он принял облик царя, но разоблачить его и спасти царя из плена удалось благодаря следам Асмодея — птичьим.
Спросите: «Откуда в Чехии могли знать эту легенду?»
А взаимопроникновение культур – давно известное явление. Почему бы не предположить, что ученый монах эту легенду знал? Вот он и изобразил Дьявола в виде Асмодея — с птичьими ногами и кистями рук.
Но есть еще одна загадка кодекса. На странице 576, как раз перед изображением Дьявола-Асмодея, есть изображение Рая. Оно ниже.
Великолепный многоярусный Небесный Град — с крепостными стенами и башнями. Помните, что в легендах и сказках у Небес много уровней — три, семь или девять? Здесь небес десять!
И вот ведь что удивительно, люди запомнили, что в Гигантском кодексе есть изображение Дьявола — даже том назвали в честь него. А вот про Небесный Град почему-то забывают. Нет, чтобы назвать кодекс «Райской Библией» или «Небесной». Нет же! Называют «Библией Дьявола».
И вот это самая большая загадка.