Поучаствовал вчера в крайне своеобразном мероприятии.
Скоро 65-летие Победы, соответственно, вся сфера образования, культуры и так далее так или иначе на этой теме заостряет внимание - проводятся круглые столы, классные часы, выставки, смотры и так далее, и так далее.
Конечно, пафоса больше, чем реального дела, но...
И вот вчера пригласили "выступить перед молодежной аудиторией" в одной из городских библиотек.

Тема, казалось бы, острая и злободневная - искажение истории Великой Отечественной. Ну, соответственно, кому выгодно, как с этим бороться, и так далее, и так далее.
На мероприятии были студенты колледжа N - человек 30.

По итогам приходится признать, что если кто-то и смог избавиться от определенных заблуждений, то это... люди, которые верят в то, что школьники и студенты стали жертвой вражеской пропаганды, и будут сейчас лепить про "одну винтовку на троих". Между тем все иначе: 95% аудитории не знают вообще ничего - даже вражеской пропаганды.

И это несмотря на то, что сейчас от фильмов и рассуждений о Великой Отечественной войне просто деться некуда.
У большинства нет даже тени представления о том, к чему стремились нацисты, как нет представления о том, что такое нацизм вообще. О ситуации 1941 года представление крайне обрывочное - и, признаться, я даже порадовался тому, что у них не стали спрашивать, когда война началась и окончилась.
Попытка сотрудников библиотеки вызвать на дискуссию о неонацизме и скинхэдах в стиле "Как такое может быть в стране, победившей нацизм" также с треском провалилась.
Заодно стал свидетелем того, что даже люди, в общем-то, желающие наставить молодежь "на путь истинный", сами от мифов далеко не свободны - и про заградотряды могут ляпнуть, и еще про всякое.
Пришлось поправлять, конечно:)

А вообще, конечно, все это и странно, и забавно - притом, что в то же время и нерадостно, конечно.
Столько крику и визгу о войне, о развенчании мифов (что с одной стороны, что с другой) - а той аудитории, ради которой, формально, все и устраивается, слова эти в большинстве своем абсолютно безразличны.
Что это значит?
Значит, что правы те люди, которые уже давным давно говорят: подход надо менять. Потому что слова, которыми до сих пор говорят о войне, устарели - они создавались для другой эпохи и для других людей.
Тот пафос, с которым тема Великой Отечественной преподносилась 30-40 лет назад - сдулся, прокис. Он и тогда-то уже работал через раз, а сейчас все изменилось гораздо сильнее, и там, где раньше можно было выехать на эмоциях, пропагандисты сегодня утыкаются в стену безразличия. И это закономерно.
Потому что раньше пафос был составной частью масштабного процесса: человека с детства долбили книгами, фильмами, праздниками, памятными вечерами и встречами с ветеранами. Сейчас зачастую остался только пафос - а сам по себе, не подкрепленный ничем из вышеперечисленного, он не работает. Кроме того, в семьях сейчас почти что нет и ветеранов той войны - этот канал передачи информации через поколения оборван, его уже нету.
По-моему, тот вектор, под которым война рассматривается сегодня - не под соусом абсолютизации страданий, а скорее с технической точки зрения, с точки зрения организации и ведения войны как таковой, в данных условиях намного более эффективен: во всяком случае, на подобные реплики была хоть какая-то реакция.

Само собой, из всего вышеприведенного не стоит делать вывод, что "молодежь тупая" и "ей все до лампочки". Нужно просто осознать, что необходим иной подход, более эффективный, способный затронуть струны души - они же есть, струны эти, никуда они не делись. Но при этом надо учитывать, что сейчас есть возможность воспитать понимание войны, а не только сопереживание трагедии народа.

P.S. Что меня поразило особо - ни один из парней даже на секунду не задержался возле столика, где были разложены ржавый наган, солдатский стальной шлем и корпуса "Ф-1", минометной мины и артиллерийского снаряда. Сразу вспомнилось, как у всего нашего класса взорвало моск, когда во время экскурсии в Красный Яр по Уфой (там музей, посвященный событиям Гражданской: в этих краях чапаевская 25-я дивизия сражалась в колчаковцами) я выворотил из земли ржавый штык от мосинской трехлинейки - мы там только что кругами не бегали от счастья. Штык, конечно, сотрудники музея у нас реквизировали - и, вполне возможно, закопали его снова, до следующей группы:) - но сама реакция, мягко говоря, очень сильно отличалась от реакции, увиденной в библиотеке (хотя, конечно, со времени той экскурсии масса времени прошла:))
И это тоже нужно учитывать.

Комментарии
12.03.2010 в 11:02

denis_ufa
Значит, что правы те люди, которые уже давным давно говорят: подход надо менять. Потому что слова, которыми до сих пор говорят о войне, устарели - они создавались для другой эпохи и для других людей.
Не думаю, что все устарели - но что подход в целом менять необходимо, это точно.
Что меня поразило особо - ни один из парней даже на секунду не задержался возле столика, где были разложены ржавый наган, солдатский стальной шлем и корпуса "Ф-1", минометной мины и артиллерийского снаряда.
А вот это поразительно. Потому что я всякий раз вижу, как в музее поисковиков ребят к таким вещам прямо как магнитом тянет. Массового безразличия как-то не встречала...
12.03.2010 в 11:12

oruga-san
А вот это поразительно. Потому что я всякий раз вижу, как в музее поисковиков ребят к таким вещам прямо как магнитом тянет. Массового безразличия как-то не встречала...
Потому-то я и был столь удивлен. Впрочем, вполне возможно, что это "особенность" именно данной группы.
12.03.2010 в 11:20

With a crew of drunken pilots, Were the only airship pirates!
denis_ufa
действительно странно - у нас и в Бауманском музее все мальчишки рванули лапать бронежилетные куски и прочие патроны, которые разрешили - это ж так облденно интересно! Что-то с группой, похоже
12.03.2010 в 12:17

Грустно это. И особенно то, что у деток военные железяки любопытства не вызывают.
Может быть, война для них уже такая же древняя история, как Куликовская битва.
12.03.2010 в 12:43

"Любви моей не опошляй своим согласьем рабским, сволочь!"
Вот мы все - школа, школа. А ведь на самом деле человек - это в первую очередь продукт воспитания в собственной семье (если она есть). И если у подростка такое вот отношение к войне - значит, так относились к ней его родители. Вот о чем стоит задуматься. Вот лично я - про свою школу ничего плохого сказать не могу. Но 95% патриотического воспитания получила в семье.
12.03.2010 в 12:44

"Любви моей не опошляй своим согласьем рабским, сволочь!"
Вот мы все - школа, школа. А ведь на самом деле человек - это в первую очередь продукт воспитания в собственной семье (если она есть). И если у подростка такое вот отношение к войне - значит, так относились к ней его родители. Вот о чем стоит задуматься. Вот лично я - про свою школу ничего плохого сказать не могу. Но 95% патриотического воспитания получила в семье.
12.03.2010 в 13:14

Бабушки и дедушки, помнящие войну, мало у кого остались.
12.03.2010 в 13:28

Только что побеседовали на эту тему с Рустемом Вахитовым, статьи которого я тут временами "публикую":)
Интересные наклюнулись мысли.
Так, он считает (в порядке размышления), что в СССР в 20-30-х началось формирование "русской советской нации", которое протекало под сильным воздействием марксизма, в условиях резкого снижения религиозной компоненты и т.д. (и эта нация весьма сильно отличалась от дореволюционной русской нации). Собственно, Великая Отечественная стала в каком-то смысле "родовыми муками" этой нации, и если до начала 40-х люди могли еще рассматривать всерьез такие факторы, как социальную принадлежность (вспомним рассуждения в стиле "немецкий рабочий не станет стрелять в своего классового товарища, русского рабочего"), то во время войны фактор национальный вышел на первый план (при этом надо учитывать, что в эту "русскую советскую нацию" на равных правах вливались и нерусские народы, в том числе и те, процесс нациестроительства которых протекал в советский период).
Поэтому Великая Отечественная война так значима для людей, выросших и воспитанных в СССР - это война, в которой родилась их нация.
Нынешняя же молодежь есть часть новой постсоветской российской нации, которая постепенно - пусть и очень медленно - формируется с 90-х, и поэтому та война не так уж ее и трогает, не так уж интересует.
Есть над чем подумать, по-моему:)
12.03.2010 в 15:01

В борьбе со здравым смыслом победа будет за нами!
На мой взгляд, то что данная группа плохо знает какие-то исторические события - в первую очередь даже не вопрос патриотизма или его отсутствия, или каких-то семейных ценностей, но вопрос образования и именно его отсутствия. Я школу закончила уже лет семь как и прекрасно помню, что началась ВОВ 22 июня 1941, а закончилась 9 мая 1945, если не вдаваться в частности, могу даже припомнить причины, по которым она началась и уж точно мне известно, что такое нацизм, естественно я не вспомню подробностей и каких-то особых дат, но я и не увлечена вопросом, а вот приведенный пример относится к категории общих знаний, которым должны учить в школе. И тут вопрос, либо сейчас так учат, либо сейчас так учатся.)
А касаемо подхода, просто тогда, в советские времена, эта война была очень близко, сначала о ней напоминало все вокруг - разрушения внешние, экономические, душевные, тогда все об этом помнили, и не нуждались в принципе ни в каких стимуляциях, потому что большинство участвовало в ней так или иначе и детей своих также воспитывали все еще под впечатлением от войны и тогдашние дети - наши бабушки и дедушки, тоже это послевоенное время видели и помнят. А сейчас нам это кажется чем-то очень далеким и нереальным, страшным, да, но все думают "уж с нами-то такого точно не случится", отсюда и отсутствие какого-то интереса, а иногда и уважения. Вопрос "что делать?" актуален как всегда, и если честно - я не знаю на него ответа.)
12.03.2010 в 15:45

I'm so ugly but thats ok cause so are you
Скорее всего студентов пригнали насильно, чем объясняется отсутсвие инициативы и равнодушие к вопросу.
А так я не припомню, чтобы у кого-то не было своего мнения насчёт войны - это касается и жертв "вражеской" пропаганды и пропаганды советской.
13.03.2010 в 14:22

Иррришка
А сейчас нам это кажется чем-то очень далеким и нереальным, страшным, да, но все думают "уж с нами-то такого точно не случится", отсюда и отсутствие какого-то интереса, а иногда и уважения
Возможно, и так.
Впрочем, дней через пять мероприятие будет повторено в другой аудитории - посмотрим на реакцию:)
13.03.2010 в 14:32

В борьбе со здравым смыслом победа будет за нами!
Буду ждать рассказа о том, как пройдет))
13.03.2010 в 18:54

Иррришка
Не премину написать:)
21.03.2010 в 20:06

Второе мероприятие прошло немного лучше.
Но принципиального отличия не было.
Увы? Даже и не знаю...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии