Поучаствовал вчера в крайне своеобразном мероприятии.
Скоро 65-летие Победы, соответственно, вся сфера образования, культуры и так далее так или иначе на этой теме заостряет внимание - проводятся круглые столы, классные часы, выставки, смотры и так далее, и так далее.
Конечно, пафоса больше, чем реального дела, но...
И вот вчера пригласили "выступить перед молодежной аудиторией" в одной из городских библиотек.
Тема, казалось бы, острая и злободневная - искажение истории Великой Отечественной. Ну, соответственно, кому выгодно, как с этим бороться, и так далее, и так далее.
На мероприятии были студенты колледжа N - человек 30.
По итогам приходится признать, что если кто-то и смог избавиться от определенных заблуждений, то это... люди, которые верят в то, что школьники и студенты стали жертвой вражеской пропаганды, и будут сейчас лепить про "одну винтовку на троих". Между тем все иначе: 95% аудитории не знают вообще ничего - даже вражеской пропаганды.
И это несмотря на то, что сейчас от фильмов и рассуждений о Великой Отечественной войне просто деться некуда.
У большинства нет даже тени представления о том, к чему стремились нацисты, как нет представления о том, что такое нацизм вообще. О ситуации 1941 года представление крайне обрывочное - и, признаться, я даже порадовался тому, что у них не стали спрашивать, когда война началась и окончилась.
Попытка сотрудников библиотеки вызвать на дискуссию о неонацизме и скинхэдах в стиле "Как такое может быть в стране, победившей нацизм" также с треском провалилась.
Заодно стал свидетелем того, что даже люди, в общем-то, желающие наставить молодежь "на путь истинный", сами от мифов далеко не свободны - и про заградотряды могут ляпнуть, и еще про всякое.
Пришлось поправлять, конечно![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
А вообще, конечно, все это и странно, и забавно - притом, что в то же время и нерадостно, конечно.
Столько крику и визгу о войне, о развенчании мифов (что с одной стороны, что с другой) - а той аудитории, ради которой, формально, все и устраивается, слова эти в большинстве своем абсолютно безразличны.
Что это значит?
Значит, что правы те люди, которые уже давным давно говорят: подход надо менять. Потому что слова, которыми до сих пор говорят о войне, устарели - они создавались для другой эпохи и для других людей.
Тот пафос, с которым тема Великой Отечественной преподносилась 30-40 лет назад - сдулся, прокис. Он и тогда-то уже работал через раз, а сейчас все изменилось гораздо сильнее, и там, где раньше можно было выехать на эмоциях, пропагандисты сегодня утыкаются в стену безразличия. И это закономерно.
Потому что раньше пафос был составной частью масштабного процесса: человека с детства долбили книгами, фильмами, праздниками, памятными вечерами и встречами с ветеранами. Сейчас зачастую остался только пафос - а сам по себе, не подкрепленный ничем из вышеперечисленного, он не работает. Кроме того, в семьях сейчас почти что нет и ветеранов той войны - этот канал передачи информации через поколения оборван, его уже нету.
По-моему, тот вектор, под которым война рассматривается сегодня - не под соусом абсолютизации страданий, а скорее с технической точки зрения, с точки зрения организации и ведения войны как таковой, в данных условиях намного более эффективен: во всяком случае, на подобные реплики была хоть какая-то реакция.
Само собой, из всего вышеприведенного не стоит делать вывод, что "молодежь тупая" и "ей все до лампочки". Нужно просто осознать, что необходим иной подход, более эффективный, способный затронуть струны души - они же есть, струны эти, никуда они не делись. Но при этом надо учитывать, что сейчас есть возможность воспитать понимание войны, а не только сопереживание трагедии народа.
P.S. Что меня поразило особо - ни один из парней даже на секунду не задержался возле столика, где были разложены ржавый наган, солдатский стальной шлем и корпуса "Ф-1", минометной мины и артиллерийского снаряда. Сразу вспомнилось, как у всего нашего класса взорвало моск, когда во время экскурсии в Красный Яр по Уфой (там музей, посвященный событиям Гражданской: в этих краях чапаевская 25-я дивизия сражалась в колчаковцами) я выворотил из земли ржавый штык от мосинской трехлинейки - мы там только что кругами не бегали от счастья. Штык, конечно, сотрудники музея у нас реквизировали - и, вполне возможно, закопали его снова, до следующей группы
- но сама реакция, мягко говоря, очень сильно отличалась от реакции, увиденной в библиотеке (хотя, конечно, со времени той экскурсии масса времени прошла
)
И это тоже нужно учитывать.
Скоро 65-летие Победы, соответственно, вся сфера образования, культуры и так далее так или иначе на этой теме заостряет внимание - проводятся круглые столы, классные часы, выставки, смотры и так далее, и так далее.
Конечно, пафоса больше, чем реального дела, но...
И вот вчера пригласили "выступить перед молодежной аудиторией" в одной из городских библиотек.
Тема, казалось бы, острая и злободневная - искажение истории Великой Отечественной. Ну, соответственно, кому выгодно, как с этим бороться, и так далее, и так далее.
На мероприятии были студенты колледжа N - человек 30.
По итогам приходится признать, что если кто-то и смог избавиться от определенных заблуждений, то это... люди, которые верят в то, что школьники и студенты стали жертвой вражеской пропаганды, и будут сейчас лепить про "одну винтовку на троих". Между тем все иначе: 95% аудитории не знают вообще ничего - даже вражеской пропаганды.
И это несмотря на то, что сейчас от фильмов и рассуждений о Великой Отечественной войне просто деться некуда.
У большинства нет даже тени представления о том, к чему стремились нацисты, как нет представления о том, что такое нацизм вообще. О ситуации 1941 года представление крайне обрывочное - и, признаться, я даже порадовался тому, что у них не стали спрашивать, когда война началась и окончилась.
Попытка сотрудников библиотеки вызвать на дискуссию о неонацизме и скинхэдах в стиле "Как такое может быть в стране, победившей нацизм" также с треском провалилась.
Заодно стал свидетелем того, что даже люди, в общем-то, желающие наставить молодежь "на путь истинный", сами от мифов далеко не свободны - и про заградотряды могут ляпнуть, и еще про всякое.
Пришлось поправлять, конечно
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
А вообще, конечно, все это и странно, и забавно - притом, что в то же время и нерадостно, конечно.
Столько крику и визгу о войне, о развенчании мифов (что с одной стороны, что с другой) - а той аудитории, ради которой, формально, все и устраивается, слова эти в большинстве своем абсолютно безразличны.
Что это значит?
Значит, что правы те люди, которые уже давным давно говорят: подход надо менять. Потому что слова, которыми до сих пор говорят о войне, устарели - они создавались для другой эпохи и для других людей.
Тот пафос, с которым тема Великой Отечественной преподносилась 30-40 лет назад - сдулся, прокис. Он и тогда-то уже работал через раз, а сейчас все изменилось гораздо сильнее, и там, где раньше можно было выехать на эмоциях, пропагандисты сегодня утыкаются в стену безразличия. И это закономерно.
Потому что раньше пафос был составной частью масштабного процесса: человека с детства долбили книгами, фильмами, праздниками, памятными вечерами и встречами с ветеранами. Сейчас зачастую остался только пафос - а сам по себе, не подкрепленный ничем из вышеперечисленного, он не работает. Кроме того, в семьях сейчас почти что нет и ветеранов той войны - этот канал передачи информации через поколения оборван, его уже нету.
По-моему, тот вектор, под которым война рассматривается сегодня - не под соусом абсолютизации страданий, а скорее с технической точки зрения, с точки зрения организации и ведения войны как таковой, в данных условиях намного более эффективен: во всяком случае, на подобные реплики была хоть какая-то реакция.
Само собой, из всего вышеприведенного не стоит делать вывод, что "молодежь тупая" и "ей все до лампочки". Нужно просто осознать, что необходим иной подход, более эффективный, способный затронуть струны души - они же есть, струны эти, никуда они не делись. Но при этом надо учитывать, что сейчас есть возможность воспитать понимание войны, а не только сопереживание трагедии народа.
P.S. Что меня поразило особо - ни один из парней даже на секунду не задержался возле столика, где были разложены ржавый наган, солдатский стальной шлем и корпуса "Ф-1", минометной мины и артиллерийского снаряда. Сразу вспомнилось, как у всего нашего класса взорвало моск, когда во время экскурсии в Красный Яр по Уфой (там музей, посвященный событиям Гражданской: в этих краях чапаевская 25-я дивизия сражалась в колчаковцами) я выворотил из земли ржавый штык от мосинской трехлинейки - мы там только что кругами не бегали от счастья. Штык, конечно, сотрудники музея у нас реквизировали - и, вполне возможно, закопали его снова, до следующей группы
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
И это тоже нужно учитывать.
Значит, что правы те люди, которые уже давным давно говорят: подход надо менять. Потому что слова, которыми до сих пор говорят о войне, устарели - они создавались для другой эпохи и для других людей.
Не думаю, что все устарели - но что подход в целом менять необходимо, это точно.
Что меня поразило особо - ни один из парней даже на секунду не задержался возле столика, где были разложены ржавый наган, солдатский стальной шлем и корпуса "Ф-1", минометной мины и артиллерийского снаряда.
А вот это поразительно. Потому что я всякий раз вижу, как в музее поисковиков ребят к таким вещам прямо как магнитом тянет. Массового безразличия как-то не встречала...
А вот это поразительно. Потому что я всякий раз вижу, как в музее поисковиков ребят к таким вещам прямо как магнитом тянет. Массового безразличия как-то не встречала...
Потому-то я и был столь удивлен. Впрочем, вполне возможно, что это "особенность" именно данной группы.
действительно странно - у нас и в Бауманском музее все мальчишки рванули лапать бронежилетные куски и прочие патроны, которые разрешили - это ж так облденно интересно! Что-то с группой, похоже
Может быть, война для них уже такая же древняя история, как Куликовская битва.
Интересные наклюнулись мысли.
Так, он считает (в порядке размышления), что в СССР в 20-30-х началось формирование "русской советской нации", которое протекало под сильным воздействием марксизма, в условиях резкого снижения религиозной компоненты и т.д. (и эта нация весьма сильно отличалась от дореволюционной русской нации). Собственно, Великая Отечественная стала в каком-то смысле "родовыми муками" этой нации, и если до начала 40-х люди могли еще рассматривать всерьез такие факторы, как социальную принадлежность (вспомним рассуждения в стиле "немецкий рабочий не станет стрелять в своего классового товарища, русского рабочего"), то во время войны фактор национальный вышел на первый план (при этом надо учитывать, что в эту "русскую советскую нацию" на равных правах вливались и нерусские народы, в том числе и те, процесс нациестроительства которых протекал в советский период).
Поэтому Великая Отечественная война так значима для людей, выросших и воспитанных в СССР - это война, в которой родилась их нация.
Нынешняя же молодежь есть часть новой постсоветской российской нации, которая постепенно - пусть и очень медленно - формируется с 90-х, и поэтому та война не так уж ее и трогает, не так уж интересует.
Есть над чем подумать, по-моему
А касаемо подхода, просто тогда, в советские времена, эта война была очень близко, сначала о ней напоминало все вокруг - разрушения внешние, экономические, душевные, тогда все об этом помнили, и не нуждались в принципе ни в каких стимуляциях, потому что большинство участвовало в ней так или иначе и детей своих также воспитывали все еще под впечатлением от войны и тогдашние дети - наши бабушки и дедушки, тоже это послевоенное время видели и помнят. А сейчас нам это кажется чем-то очень далеким и нереальным, страшным, да, но все думают "уж с нами-то такого точно не случится", отсюда и отсутствие какого-то интереса, а иногда и уважения. Вопрос "что делать?" актуален как всегда, и если честно - я не знаю на него ответа.)
А так я не припомню, чтобы у кого-то не было своего мнения насчёт войны - это касается и жертв "вражеской" пропаганды и пропаганды советской.
А сейчас нам это кажется чем-то очень далеким и нереальным, страшным, да, но все думают "уж с нами-то такого точно не случится", отсюда и отсутствие какого-то интереса, а иногда и уважения
Возможно, и так.
Впрочем, дней через пять мероприятие будет повторено в другой аудитории - посмотрим на реакцию
Не премину написать
Но принципиального отличия не было.
Увы? Даже и не знаю...