воскресенье, 18 апреля 2010
Американский мифотворец Говард Филлипс Лавкрафт при жизни так и не стал сколько либо значимой персоной в писательских кругах. Его рассказы, как две капли походившие один на другой, печатали в дешевых журналах ужасов, да и то не всегда. Лишь после смерти, талант его был оценен по достоинству, и сегодня Лавкрафт считается отцом современного хоррора и, в частности, отдельного его поджанра, "космического ужаса", а вселенная его чудовищных богов получила название "Мифы Ктулху".
Вокруг культа Ктулху - одного из божеств пантеона писателя - вращается действие рассказа писателя "Зов Ктулху", написанного в 1926 году - первого, начиная с которого писатель целенаправленно стал развивать свою мифологию. Этот лавкрафтовский рассказ, как и многие другие, стал классическим, и даже обзавелся экранизацией, о которой сейчас и пойдет речь.
читать дальше
Мрачную, сноподобную атмосферу историй Лавкрафта чрезвычайно трудно перенести на экран - режиссер должен угадать настроение зрителей и не давать им заскучать, что, вполне вероятно, произойдет - ведь действие в рассказах этого писателя, как таковое, отсутствует. На подобное кино еще не всякого заманишь. Поэтому нет ничего удивительного, что "Зов Ктулху", снятый почти восемьдесят лет спустя после опубликования рассказа, был создан фанатами писателя, самой преданной его аудиторией, которой важны не многомилионные сборы картины, а ее аутентичность. И самое интересное здесь то, что "Зов Ктулху" оказался не безделушкой для таких же, как его авторы, а самостоятельным кинопроизведением.
Главный герой "Зова Ктулху" получает в наследство от двоюродного деда сундучок с газетными вырезками и записями, повествующими о существовании некоего культа Ктулху, и с головой погружается в их содержимое. Как и первоисточник, фильм четко разделяется на три части, каждая из которых дополняет предыдущую. В первой части повествуется о снах молодого художника, в которых он посещает странный циклопический город, а наяву медленно сходит с ума. Вторая - это рассказ полицейского инспектора об облаве на приверженцев неизвестного культа в болотах Луизианы. Наконец, в третьей мы переносимся на странный остров в океане, не отмеченный ни на одной из карт. А вместе все эти истории объединяют фигурирующие в них изображения непонятного головоного существа с крыльями за плечами...
Самое необычное в "Зове Ктулху" - это стилистика картины. Действие рассказа по-лавкрафтовски эпично и происходит на нескольких континентах, а его финальная сцена потребовала бы нешуточных спецэффектов. Имея на руках всего 50 тысяч долларов, режиссер Эндрю Лиман решил не изобретать средней руки трэшовую поделку вроде опусов Стюарта Гордона, в которых нехватка денег на спецэффекты компенсируется фонтанами крови. Вместо этого, он снял фильм в стилистике немого кино начала двадцатого столетия - и убил этим самым двух зайцев.
Во-первых, мысли, что режиссер "слажал" на эффектах, более не возникает. Великий Ктулху, оживленный с помощью мультипликации и нарисованные задники нисколько не шокируют - в данном случае, они присутствуют на своем законном месте. Во-вторых, мы можем представить себе, что именно так могла бы выглядеть экранизация, сделанная при жизни писателя. А это уже тянет на посвящение автору.
Что касается эстетики немого кинематографа, то здесь она выползает изо всех щелей. Расстановка света, яркий грим, призванный подчеркнуть черты лица актеров, оркестровая музыка, заменяющая собой звуковую дорожку. Ощущения, что все это снималось в наши дни (как, например, это было с фильмом "Небесный капитан и Мир будущего"), практически не возникает. Да, местами проступает четкая "цифра", что заметно на фоне вмонтированных в фильм реальных архивных кадров, но, право, на фоне всего остального это воспринимается не как огрех, а, скорее, постмодернистская игра, напоминание о сранивнительной молодости фильма. И фильм в таком случае, несомненно, будет интересен не только почитателям творчества Говарда Филлипса Лавкрафта, но и любителям классики и стилизаций под нее. Можно также отметить, что в данный момент авторы "Зова Ктулху", компания HPLHS, занимаются производством нового лавкрафтовского фильма в той же "классической" стилистике, The Whisperer in Darkness, обещая фильм в духе первых "Дракулы" и "Франкенштейна". Удастся ли им второй раз войти в ту же реку? Кто знает; но хочется верить, что это обязательно случится.
Но главное тут, безусловно, то, что Лиману удалось идеально передать кошмарную атмосферу лавкрафтовских рассказов. Более половины фильма занимают странные, сюрреалистичные сны, а действие, кажущееся по началу вялотекущим, закручивается спиралью в тугой, бьющий по нервам финал, средоточие невообразимого ужаса, как сказал бы писатель. Такое древнее, с душком затхлости и какого-то потаенного страха, безумие может быть выражено только в черно-белых тонах. 10 из 10.
@темы:
мои обзоры,
кино,
конусолицые,
мир будет спасен,
гордость нации,
арт,
лавкрафт
замечательная картина. хоть я и относился очень скептически, когда начинал смотреть)