• Волк у кельтов был одним из почитаемых животных, причем это относится и к кельтам континентальным, и к островным, и, хотя нам ничего не известно о каком-либо божестве, непосредственно связанном с волком в кельтской мифологии, тем не менее он часто упоминается в легендах и мифах, и два старых гэльских названия волка - breach и faol - встречается во многих топонимах в Ирландии и Англии, например Бритуэй происходит от старого Breach Mhaigh, "Волчья равнина", Фелтрим - это Faol Droim, "Волчий хребет" и т.п.
Сохранилось немало изображений волков в кельтской традиции - волк есть на Котле из Гундерступа, где он изображен возле Рогатого Бога; на континенте (в Арморике, это нынешняя Бретань) были монеты с изображением волка, пожирающего солнце, под лапами которого находятся изображения орла и змеи, а волчьи зубы, кости и черепа нередко находили в мужских захоронениях.
Волк, вероятнее всего, ассоциировался с воинами и королями, которые должны были обладать "волчьими" качествами: храбростью, силой, умом, умением "организовать стаю", наконец. Например, королеву-воительницу Мэдб в одном из текстов называют "белокурой волчьей царицей", короля Кормака во младенчестве некоторое время воспитывали волки и он потом до конца жизни мог понимать их язык, Финн мак Кумал, воин и мудрец, воспевает "пение волков в горах", а во время правления Конайре Мора - благое и изобильное - он держал в своем доме заложниками по волку от каждой стаи, и волки Ирландии не наносили ущерба стадам, забирая только положенную часть.
Отдельный сюжет кельтского мифа - это тема оборотничества, превращения в волков. Например, в одном из старых ирландских текстов (Acallam na Senórach - Разговоры Стариков) рассказывают о человеке по имени Аритех (Airitech), три дочери которого обладали способностью превращаться в волчиц. Колдун Гвидион ап-Дон был превращен его королем, Матом, сыном Матонви, в числе прочих животных в волка на год и день в наказание за совершенное злодеяние. Превращалась в волчицу и Морриган - однажды она напала на Кухулина в образе огромной рыжей волчицы. В истории о Килухе и Олвен фигурируют двое "щенят суки Рими" (Rhymhy), которые в разных фрагментах текста появляются то в человеческом, то в волчьем обличье. Волчица Рими и ее дети-оборотни - до того, как их нашли люди Артура и Килуха - жили в пещере Aber Deu Gleddyf, про которую рассказывали, что в ней находятся входы в Аннуин, а позже, в христианское время - что там лежит дорога в Ад. На основании этого сюжета обычно предполагают, что волки ассоциировались с потусторонним миром. Имена же самих волчат-оборотней в этом сюжете были связаны со знанием: Gwyddrud и Gwyddneu Astrus (корень gwyd означает "знание"). Кстати, король Артур и Килух искали щенков суки Рими для того, чтобы они приняли участие в большой охоте на волшебного кабана. И тут, кстати, виден еще один момент, характерный для кельтского мифа: образ волка и охотничьего пса в кельтских легендах порой сливаются, и трудно отделить одного зверя от другого.
Есть и более поздние сказки об оборотнях. Например, на Шетлендских островах рассказывают о вульвере - получеловеке, полуволке. Впрочем, вульвер не агрессивен и на людей не нападает, если ему не досаждать. Он предпочитает жить спокойно и уединенно, ловит рыбу (и даже порой делится уловом с теми людьми, что живут бедно). Ирландский оборотень филэ (faoladh) тоже, как правило, неагрессивен, и появляется чаще как защитник детей, раненых и заблудившихся в лесу. Кстати, более позднее гэльское название волка - mactire, мактир, подстрочно переводится как "сын земли", что может отражать его функцию хранителя той или иной территории. Впрочем, когда филэ охотится, он ведёт себя как самый обычный волк и может утащить овцу или телёнка, в том числе и у того, кого он ранее защищал, а если его ранить, он будет вынужден превратиться в человека.
Есть также сюжет 12 века о "человеке из Оссори", который встретился путешествующему из Ульстера в Миде священнику, и рассказал, что семь лет он проводит в волчьем обличье, а семь лет - в человеческом, и это чары, которые были наложены еще на его далеких предков.
Существуют доказательства того, что кельты охотились на волков, - все же волки угрожают стадам, и контролировать их количество, видимо, порой было необходимо (и моменты охоты на волков прописаны в Брегонском праве), однако волчьи кости археологи находят реже, чем кости других животных, что говорит о том, что в кельтское время охота на волков не была систематической, и волк не был только "охотничьим трофеем". Впрочем, Диодор Сицилийский писал, что кельты устилают полы в своих домах волчьими шкурами и используют их в качестве накидок.
Позже ситуация и отношение к волкам изменилось, и сейчас на территории Британских островов и Ирландии волки полностью выбиты, хотя в конце 90х годов прошлого века была запущена программа по возвращению волка на эти территории - ради контроля популяции оленей.
© Shellir
Сохранилось немало изображений волков в кельтской традиции - волк есть на Котле из Гундерступа, где он изображен возле Рогатого Бога; на континенте (в Арморике, это нынешняя Бретань) были монеты с изображением волка, пожирающего солнце, под лапами которого находятся изображения орла и змеи, а волчьи зубы, кости и черепа нередко находили в мужских захоронениях.
Волк, вероятнее всего, ассоциировался с воинами и королями, которые должны были обладать "волчьими" качествами: храбростью, силой, умом, умением "организовать стаю", наконец. Например, королеву-воительницу Мэдб в одном из текстов называют "белокурой волчьей царицей", короля Кормака во младенчестве некоторое время воспитывали волки и он потом до конца жизни мог понимать их язык, Финн мак Кумал, воин и мудрец, воспевает "пение волков в горах", а во время правления Конайре Мора - благое и изобильное - он держал в своем доме заложниками по волку от каждой стаи, и волки Ирландии не наносили ущерба стадам, забирая только положенную часть.
Отдельный сюжет кельтского мифа - это тема оборотничества, превращения в волков. Например, в одном из старых ирландских текстов (Acallam na Senórach - Разговоры Стариков) рассказывают о человеке по имени Аритех (Airitech), три дочери которого обладали способностью превращаться в волчиц. Колдун Гвидион ап-Дон был превращен его королем, Матом, сыном Матонви, в числе прочих животных в волка на год и день в наказание за совершенное злодеяние. Превращалась в волчицу и Морриган - однажды она напала на Кухулина в образе огромной рыжей волчицы. В истории о Килухе и Олвен фигурируют двое "щенят суки Рими" (Rhymhy), которые в разных фрагментах текста появляются то в человеческом, то в волчьем обличье. Волчица Рими и ее дети-оборотни - до того, как их нашли люди Артура и Килуха - жили в пещере Aber Deu Gleddyf, про которую рассказывали, что в ней находятся входы в Аннуин, а позже, в христианское время - что там лежит дорога в Ад. На основании этого сюжета обычно предполагают, что волки ассоциировались с потусторонним миром. Имена же самих волчат-оборотней в этом сюжете были связаны со знанием: Gwyddrud и Gwyddneu Astrus (корень gwyd означает "знание"). Кстати, король Артур и Килух искали щенков суки Рими для того, чтобы они приняли участие в большой охоте на волшебного кабана. И тут, кстати, виден еще один момент, характерный для кельтского мифа: образ волка и охотничьего пса в кельтских легендах порой сливаются, и трудно отделить одного зверя от другого.
Есть и более поздние сказки об оборотнях. Например, на Шетлендских островах рассказывают о вульвере - получеловеке, полуволке. Впрочем, вульвер не агрессивен и на людей не нападает, если ему не досаждать. Он предпочитает жить спокойно и уединенно, ловит рыбу (и даже порой делится уловом с теми людьми, что живут бедно). Ирландский оборотень филэ (faoladh) тоже, как правило, неагрессивен, и появляется чаще как защитник детей, раненых и заблудившихся в лесу. Кстати, более позднее гэльское название волка - mactire, мактир, подстрочно переводится как "сын земли", что может отражать его функцию хранителя той или иной территории. Впрочем, когда филэ охотится, он ведёт себя как самый обычный волк и может утащить овцу или телёнка, в том числе и у того, кого он ранее защищал, а если его ранить, он будет вынужден превратиться в человека.
Есть также сюжет 12 века о "человеке из Оссори", который встретился путешествующему из Ульстера в Миде священнику, и рассказал, что семь лет он проводит в волчьем обличье, а семь лет - в человеческом, и это чары, которые были наложены еще на его далеких предков.
Существуют доказательства того, что кельты охотились на волков, - все же волки угрожают стадам, и контролировать их количество, видимо, порой было необходимо (и моменты охоты на волков прописаны в Брегонском праве), однако волчьи кости археологи находят реже, чем кости других животных, что говорит о том, что в кельтское время охота на волков не была систематической, и волк не был только "охотничьим трофеем". Впрочем, Диодор Сицилийский писал, что кельты устилают полы в своих домах волчьими шкурами и используют их в качестве накидок.
Позже ситуация и отношение к волкам изменилось, и сейчас на территории Британских островов и Ирландии волки полностью выбиты, хотя в конце 90х годов прошлого века была запущена программа по возвращению волка на эти территории - ради контроля популяции оленей.
© Shellir
Посетите также мою страничку
nvspwiki.hnue.edu.vn/index.php?title=Th%C3%A0nh... открытие иностранной организацией счета в российском банке
33490-+