http://archive.diary.ru/~challenge/p9286575.htm
читать дальше
В шапке фика автор честно предупреждает, что пытался написать детектив, который не получился. И я полностью согласна. Это – бытовая зарисовка.
В фике описываются события непосредственно после шестой книги. Автор показывает пару часов из жизни Северуса Снейпа с точечными вкраплениями Драко Малфоя. Без начала (хотя о нем мы знаем из канона) и без конца, просто высвеченный кусочек. Почти половину текста составляют воспоминания профессора об убийстве Дамблдора. О том, из-за чего они с Драко оказались здесь, в заброшенном доме, без перспектив, надежд и планов.
Сюжет фика с двойным дном. Все начинается с того, что Аберфорт Дамблдор, жаждущий отомстить за смерть брата, каким-то образом узнает, где прячется его убийца, и приводит туда аврора Долиша. Преступник пойман, идет допрос, а дальше… дальше все становится с ног на голову. Не буду раскрывать интригу, читайте!
Первое действующее лицо, с которым мы сталкиваемся, это аврор Долиш. Не то, чтобы горящий рвением, но и не халатный в работе, он стремится захватить преступника (отнюдь не предполагаемого, в этом аврор уверен) и допросить его по горячим следам. Долиш относится к нему негативно, но пытается держать себя в руках. Он не тупой служака, придерживающийся во всем буквы закона. Иначе не пошел бы на задержание опасного преступника (еще бы, того, кто практически шутя расправился с таким могущественным волшебником!) в одиночку, и не стал бы проводить его допрос практически в присутствии близкого родственника погибшего, что запрещено правилами. У него слишком горячее сердце и недостаточно холодный разум, увы.
В противовес ему, Аберфорт, наоборот, показан нам фанатичным, практически безумным стариком, жаждущим отомстить за смерть брата, не считающимся с опасностью и нарушением правил. Видно, что все его существо подчинено одной идее. Вот только что за идея, нам становится ясно потом.
Наиболее полноценно в фике прописан образ профессора. Хладнокровный и сдержанный, тщательно анализирующий происходящее, раскладывающий все по полочкам и наклеивающий ярлыки. Эдакий ходячий арифмометр с разумом бритвенной остроты. Привычно давящий в себе эмоции. Саркастичный и язвящий, даже при допросе под веритасерумом. Самый что ни на есть каноничный, характерный Снейп. Единственный раз он теряет голову – когда Гарри от отчаяния называет его трусом. Но даже в этот момент он инстинктивно думает, как не навредить мальчишке.
Примечателен момент в сцене противостояния Снейпа и Поттера. Даже перед лицом опасности, уставший и опустошенный, он не радуется слабым возможностям Гаррри. А ведь, казалось бы, именно это дает ему возможность спасти крестника, выжить самому, в конце концов. Он с привычным разочарованием констатирует, что все уроки были напрасны, Поттер ничему не научился – ни закрывать разум, ни отбрасывать в решающий момент эмоции, ни концентрировать ненависть в силу духа, ни соображать на лету. Он даже подсказывает мальчишке, что нужно сделать, чтобы победить себя. И не торжествует оттого, что противник не воспользовался подсказкой. Он настолько вымотан, что, пожалуй, если бы не Драко, подставился бы и сам.
Примечательный момент номер два. Восприятие профессором своих учеников не как личности, а через любимый предмет. Цитата, выдержка из допроса: <… На вершине башни я увидел Драко, брата и сестру Кэрроуз, Грейбека и еще одного… он еще так и не научился бубонтюберов чистить… Джоунс… > Как говорится, вот и все отношение.
Единственные, к кому Снейп питает подобие чувств, это Малфои, отец и сын, друг и крестник. Скорее даже, возлюбленный и вожделенный. Привязанность к одному соперничает с тягой к другому, привычно оценивается со всех сторон и раскладывается по отдельным копилкам. Пожалуй, это все, что он может себе позволить. Это все, что позволят ему.
В противовес рациональному профессору Гарри показан эмоциональным неуравновешенным подростком, только что лишившимся близкого человека и потерявшим от этого голову. Положа руку на сердце – а мы сами в такой ситуации сможем сдержаться? Думается мне, не все. И я не знаю, кому сочувствую больше – мальчишке, которому ослепительная ярость пока не дала ощутить всю боль очередной потери, или усталому опустошенному двойному агенту, у которого в жизни остались только два долга.
Примечательно, что Гарри и в сложившейся ситуации не может никому пожелать боли и смерти, даже ненавистному убийце, человеку, травившему его год за годом, худшему кошмару. <Что Поттер думал, когда корчился под Пыточным заклятьем Лорда? «Такой боли я никому не пожелаю»? Наверняка. И не пожелает даже сейчас. Смерти – возможно, но на Аваду ему не хватает духа… или соображения. Нет, непростительные не для него…> Наверно, это не самая худшая черта характера – всегда думать о других?
Зато Драко с первых же слов становится неприятен. От обращения на «ты», неблагодарности, высказанных претензий. <… -Ты меня всего лишил! Украл мою славу! Я все это придумал, все сделал – и тут явился ты и все испортил!...> Не правда ли, очаровательный молодой человек? Его сразу начинаешь воспринимать как избалованного маменькиного (нет, папенькиного) сынка, стремящегося выделиться любой ценой. И внезапно, через пару абзацев, натыкаешься на другие его слова, кардинально меняющие сложившееся мнение: <… - Ты отобрал у меня мою победу, и теперь Лорд приблизит тебя, а не меня, и отец так и останется в тюрьме…> Вот, оказывается, для чего ему было нужно исполнить план самому – чтобы вызволить отца. Получается, мальчишка не совсем безнадежен? А на что сможем пойти мы в подобной ситуации?
И единственный, о ком я не могу составить никакого мнения, это Люциус. Вроде и дан не скупо, и отношение к нему Северуса и Драко подробно прописано, а картинка упорно не желает складываться из разрозненных кусочков. Он рисковый игрок и талантливый актер, но что мы увидим, если снять маску?
В шапке фика прописан малфойцест. И, на мой взгляд, это ошибка. Сюжет от его отсутствия ничего бы не проиграл. Слэш настолько незаметен, что был распознан мной не с первого раза. Чувствуется, что автор старательно натягивал эту идею на и без того жизнеспособный каркас. Только мне не понятно, зачем? Он лишний для героев, на мой взгляд.
По прочтении фика у меня возникло множество вопросов.
Почему Долиш пошел на задержание один? Это было условие Аберфорта? Банально не успел? Хотел получить всю славу себе? Он вроде профессионал, а поступил как при первом задании.
Как сбежал Люциус? Заметка в газете только распаляет мое любопытство.
Глядя на сложившуюся картину, приходится признать, что беглецам зачем-то нужны Аберфорт и Долиш. Иначе они бы не пошли на подобную авантюру. Хотелось бы знать, что будет дальше?
Зачем был нужен допрос под веритасерумом? Единственная моя идея – таким образом автор смог показать читателям воспоминания профессора. Здравой причины для героев у меня нет.
Во время допроса Снейп отвечает, что не знает, где находится Драко. Лгать он не может, но тогда я не понимаю, как можно в собственном доме не знать про потайную комнату?
И – знал ли Северус о грядущем посещении Долиша и Аберфорта? Могу предположить, что да, иначе вряд ли так просто открыл бы дверь.
В заключение хочу сказать о названии фика. Фраза очень емкая и в то же время красивая, привлекающая внимание. Согласитесь, при равных условиях заинтригованный читатель захочет узнать, что же это за живой труп. И именно в ней заключается подтверждение малфойцеста. И, сдается мне, весь слэш подтянут как раз для возможности использовать эту фразу.
В целом, весь фик оставляет неплохое впечатление, подкупает психологизмом и глубокой проработкой сразу нескольких персонажей. В произведении, занимающем от силы 5 листов, это довольно неожиданно.
Ассоциация: зимние сумерки. Холодно, промозгло и одиноко. Хочется, чтобы рядом был кто-то близкий и понимающий
@темы: Гарри Поттер
Спасибо!!!
Про оставшиеся вопросы - на те, что о конкретике, вроде "Почему Долиш пошел на задержание один?" и "Как сбежал Люциус?", я предпочитаю не давать ответов, ни в тексте, ни вне его, и часто их просто не знаю. Это не те факты, которые меня интересуют в тексте, мне достаточно знать, что их возможно объяснить.
С другой стороны, у меня как у автора есть один недостаток: я слишком подробно создаю для себя картину происходящего в процессе работы над текстом и настолько четко ее вижу, что порой забываю вписать в текст очевидные мне мелочи или подвести обоснование под детали, которые мне в данный момент кажутся сами собой разумеющимися. Так, отношения малфойцеста и Снейпа для меня на тот период - вещь сама собой разумеющаяся, поэтому обоснование ее дано, видимо, недостаточно отчетливо; впрочем, чувственный (слэшный) компонент обеспечивают больше Малфои, а текст сосредоточен больше на Снейпе.
Зачем был нужен допрос под веритасерумом? - это мой авторский недочет, одна фраза объяснила бы происходящее, спасибо, что подметили. Возможно, я отредактирую текст. Я считаю, что допрос был нужен, чтобы посмотреть, как ведет себя Долиш "в естественной среде", дабы точнее его имитировать в дальнейшем. Сгодилось бы любое взаимодействие, но тут уж что получилось, то получилось.
А название фика, вместе с фразой В сердцевине соития поднятой ветром золотой листвы с желтым солнцем сентябрьского заката бледность Драко была неуместна, были первыми, что придумалось - еще раньше сюжета.
Спасибо!
Saint-Olga
шалость очень удалась ) Если достаточно близко - то что я не поняла?
Это не те факты, которые меня интересуют в тексте, мне достаточно знать, что их возможно объяснить. У меня две крайности - либо я вообще не заморачиваюсь, либо лезу в никому не нужные дебри
отношения малфойцеста и Снейпа для меня на тот период - вещь сама собой разумеющаяся, Для меня сам Малфойцест под большим вопросом. Но в этом сочетании со Снейпом что-то есть
допрос был нужен, чтобы посмотреть, как ведет себя Долиш Это я ступила. Теперь понятно, спасибо )
А название фика, вместе с фразой были первыми, что придумалось - еще раньше сюжета