"Я не солист, но я чужд ансамблю".
— Думаю, я просто лишен вкуса к героизму и святости.
Единственное, что мне важно, — это быть человеком.
— Да, оба мы ищем одно и то же, только я не имею столь высоких притязаний.
А. Камю
Единственное, что мне важно, — это быть человеком.
— Да, оба мы ищем одно и то же, только я не имею столь высоких притязаний.
А. Камю
Понимаешь, что больше всего в героях притягивает качество, которое за неимением лучшего слова назвала когда-то чистотой, вернее, не качество, а цельная основа, про которую проще сказать, чем она не является, нежели объяснить, где же ее истоки: не благостная мягкость князя Мышкина, не надличностная справедливость Кристобаля Хозевича Хунты, не хлесткая до болезненности честность мистера Коди из «Трассы 60», не галахадовский внутренний свет на грани святости, не блаженная чуждость низости пратчеттовского Моркоу и не преданность идеалам Юрковского — какая-то спокойная верность себе и умение одним только своим присутствием разделить все на наносное и настоящее, не поддаваться суете, которые так или иначе не укладывается во все обозначенное. И вот они становятся в ряд в голове и в сердце: Ленц из «Трех товарищей», Фердинанд Ванек из пьес Гавела и Чайка Джонатан Ливингстон в постановках театра «Суббота», Гай Краучбек из трилогии «Меч чести» Ивлина Во, Андрей Болконский, Ланцелот Шварца, Аттикус Финч - становятся, и цепляешься к ним крепче, чем к кому бы то ни было, сколько бы ни говорила о том, как любишь всех упомянутых ранее или иных персонажей; цепляешься, должно быть, потому что больше всего боишься не встречать этого в жизни — и радуешься до головокружения и слез, когда удается встретить, даже если становится невыносимо стыдно и больно за все свои страстишки, а потом успокаиваешься, потому что можно теперь не бояться. Хотя бы какое-то время.
Но меня это не цепляет, слишком благоразумно, я бы сказала, благонравно, и предсказуемо.