Название: Синий бархат (Blue Velvet)
Тип: полнометражный фильм (США)
Жанр: триллер, драма, нуар
Год: 1986
Режиссёр: Дэвид Линч
Рецензия от Ловчий
Дополнительно:
Композитор: Анджело Бадаламенти
В ролях (в том числе): Изабелла Росселлини, Кайл МакЛахлан, Дэннис Хоппер
*
Награды:
МКФ фантастических фильмов в Авориазе, Франция - Гран-при.
Boston Society of Film Critics Awards - лучший фильм, режиссер, оператор, актер второго плана (Д.Хоппер).
Fotogramas de Plata - лучший иностранный фильм.
Independent Spirit Awards - лучшая актриса (И.Росселлини).
Joseph Plateau Awards - лучший иностранный фильм.
Los Angeles Film Critics Association Awards - лучший режиссер, актер второго плана (Д.Хоппер).
МКФ в Монреале - лучший актер (Д.Хоппер).
National Society of Film Critics Awards, USA - лучший фильм, режиссер, оператор, актер второго плана (Д.Хоппер).
МКФ в Каталонии Sitges - лучший фильм, лучший режиссер.
*
Кратко:
Эмбертон, типичный маленький городок «Домашнего Запада», состоящий из комфортабельных стандартных домиков, которые будто переместились сюда непосредственно с рекламных щитов. Джеффри, молодой человек находит на лужайке человечье ухо, которое выглядит еще вполне съедобно, несмотря на то, что его уже начали оккупировать всякие разные мелкотравчатые гады, типа муравьев. Юноша, немало озадаченный такой находкой, решает самостоятельно разузнать, кто бы это мог потерять часть своей головы и остаться при этом незамеченным…
*
Можно было ограничиться фразой, что фильм снят Дэвидом Линчем и всё.
Режиссёр изображает благостный провинциальный мирок, по сути дерёвню, то есть минимальную административную единицу государства, где, в следствие минимальности, всё должно быть элементарно и просто. Деревня - это такое место, где никогда не кипят страсти; это место, далекое от суеты мегаполисов. Сюда в своих мыслях и фантазиях стремятся городские жители, чтобы обрести гармонию. Но.. страсти кипят, да ещё какие. Оказывается, что в доме по соседству есть мрачные тайны. Там царит порок! За аккуратными фасадами ухоженных домиков таится настоящее зло, способное погубить.
Линч изображает смерть в современном Эдеме, изъеденную червоточинами сельскую пастораль, он доводит до совершенства свою мысль о несовершенстве мира.
Уникальная особенность «Синего бархата» заключается в том, что фильм трудно поместить в рамки какого-либо жанра. Его нельзя назвать «драмой», «криминальным триллером» или «черной комедией», хотя эти определения определенно просятся на язык. «Синий бархат» - образец кинематографического постмодерна. Это цельный, идеально продуманный киношедевр. Все эти игры со светом и тенями прекрасны. Фирменные «линчевские» шумы и гулы бросают в дрожь. Плюс сочный цвет. Цветной нуар. Этакий оксюморон. Ракурсы, опять же. Поначалу даже что-то «хичкоковское» улавливается.
Пожалуй, впервые именно здесь тяга Линча к декадансу, проявившаяся уже в самых первых его работах, обретает форму окончательно сложившегося авторского стиля.
Вся история (то ли нарко-драйв, то ли сон) вдоль и поперек пропитана раствором из жесткой эротики и изысканного садо-мазохизма, где каждая составляющая притягивает и своей странностью и страстностью, что подчеркивает и усиливает надрывная музыка Бадаламенти. Здесь вы не отыщите положительных и отрицательных героев: даже самый уравновешенный персонаж закулисья синего бархата окажется обладателем какого-нибудь психологического или физического изъяна, а отъявленный дегенерат начнет вести себя совсем как дитя малое. Лишь к исходу этого кошмарного погружения понимаешь, что детективный сюжет – это и есть главный прикол Линча, совершившего очередное путешествие навстречу совершенному злу.
Ну, а потом был тот самый «Твин Пикс».
Кадры:






Рецензия от доктор Хоффман
Собака ловит пастью струи воды из садового шланга, а шланг – в руках пожилого мужчины, который лежит на земле, пораженный инсультом. Так начинается фильм Дэвида Линча «Синий бархат», снятый в 1986 году.
Сын упавшего мужчины Джефри (его играет молодой Кайл Мак-Лахлэн) идет по лесной поляне из больницы, где лежит его отец, и находит в траве человеческое ухо. Он кладет его в пакет и относит в полицию.
Дэвид Линч всегда мог делать хорошую картинку с пустыми комнатами и глухим светом. Кашу маслом не испортишь: тем более картинка хороша, когда по полу комнаты ползет депрессивная, потерянная и еще молодая Изабелла Росселини в черном белье, и зритель не может понять – то ли она слишком сексуальна, то ли слишком жалка.
Между тем за поползновениями певицы Дороти (Росселини), из одежного шкафа следит Джефри – доморощенный следователь Мак-Лахлэн. Дальше – больше. Певица замечает его, вытаскивает из шкафа, пугает ножом и заставляет раздеться догола.
Внезапно на сцене появляется безумный главарь преступной группировки, которого играет Денис Хоппер. Джефри снова прячется в шкаф, а Хоппер принимается вести себя вконец неадекватно.
Плотские утехи нервных людей – еще один способ пощекотать психику, которым Линч успешно пользуется. Хотите веселья? Проберитесь в квартиру истеричной любительницы синего бархата, поройтесь в ее вещах, слегка попсихуйте, а как явится, немедля соблазните ее, пока на дворе 1986 год, и она еще не стала играть руководителей рекламных агентств во второсортных мелодрамах.
Одна из любимых актрис Линча Лора Дерн в «Синем бархате» большими шагами прокрадется по фильму бесприметной школьницей со старомодной прической. На мой взгляд, она проиграет Дороти (Росселини) во внешности, но далеко не в актерской игре.
Школьница, которую играет Лора, влюбляется в красавчика Джефри именно тогда, когда он начинает ошиваться в постели певицы и, сложив бровки домиком, бить ее по лицу во время секса, потому что она «так хотела сама».
«Синий бархат» - тайна, которая скрывает себя не за тонкими кухонными занавесками или деревянными жалюзи, а за тяжелыми шторами. Старик Линч это дело любит – и шторы, и тайны, и интересные лица, которые то ли загадочно улыбаются, то ли скалятся в предвкушении. Возможно, это триллер-детектив, где, зажмурившись от страха, бьют женщин по лицу и стреляют в головы злодеям.
Однако всё делается не шаблонными методами, а исключительно узнаваемо - по-линчевски. Иначе и быть не может.
Вопрос: Как вам фильм?
1. Смотрел, очень понравилось |
|
6 |
(11.32%) |
2. Смотрел, понравилось |
|
4 |
(7.55%) |
3. Смотрел, не очень понравилось |
|
1 |
(1.89%) |
4. Смотрел, просто смотрел |
|
4 |
(7.55%) |
5. Смотрел, не понравилось |
|
4 |
(7.55%) |
6. Смотрел, плевался |
|
16 |
(30.19%) |
7. Не смотрел и не хочу/не буду/не могу |
|
13 |
(24.53%) |
8. Не смотрел, но посмотрю |
|
5 |
(9.43%) |
|
|
|
Всего: |
53 |
@темы:
кино,
триллер,
рецензия,
драма