Стивенсон великолепен, хотя и не без больших жирных минусов. Он настолько великолепен, что авторы аннотаций к нему не в состоянии прочесть книг (ни одной еще правдивой), и понять о чем речь.
В "Лавине" - недалекое будущее, посткиберпанк. Удивляюсь как Стивенсон не подал на Лукьяненко в суд. Мир романа, начало романа - вплоть до того как Стивенсон выходит на ключевую идею, господин Лукьяненко точь-точь слизал в "Лабиринте отражений". Это и Метавселенная (глубинная виртуальность), и аватары, и образ воздействия, и вирус, поражающий не только софт, но мозг пользователя.
Но "Лавина" - произведение гораздо более глубокое, панковское, динамичное и философское. Герои его живут в двух урбанистических мирах, выкладываясь в каждом по полной. Мир похож на коллекцию близко поставленных муравейников: франшизы, мафии, правительства втихую воюют на своих крохотных клочках территории, выдумывают себе каждое свое правосудие, а самые ушлые муравьи ухитряются везде получать прибыль. Конструируя мир Стивенсон четко идет в сторону дивергенции человеческого общества.
Герои, как всегда, яркие, выпуклые, сильные и стильные. Гениальный хакер, лучший боец на мечах, по совместительству - разносчик пиццы в мафии, торговец информацией, который ухитряется понимать всё и всех, но не себя; пятнадцатилетняя девушка-курьер, его партнер по бизнесу и друг, мотающая на навороченном скейте, вооруженная до иглы с наркотиком в вагине, любящая свою маму-федерала, смелая, умная и изобретательная, которую зовут И.В. - Искренне Ваша; алеут-мутант, мечтающий взорвать Америку и таскающий с собой водородную бомбу; глава мафии, добрый дядюшка Энцо; хакеры, взламывающие уже не коды машин - а коды разума.
Главная метафора "Лавины" - вирус. Аргументируя древней историей, легендами и последними достижениями науки Стивенсон доказывает существование праязыка, метаязыка, которым люди обладали до Вавилонской катастрофы. Языка, который заложен в разум на уровне генотипа, и жестко задающего простые программы "печь хлеб", "лепить из глины", "строить дома". Этот язык был уничтожен информационным вирусом, который тысячелетия назад написал Энке бог/маг/ученый - религией. Созданные в итоге языки позволили людям развивать мышление, а не следовать жестким программам. Все последующие реформации религий - это изменения этого вируса, каждый раз - борьба новых штаммов, когда предыдущий перестает быть эффективным.
Стивенсон как минимум заставляет задуматься.
Из минусов: никакой психологичности героев. Они обоснованны, но душевно - не динамичны. Пожалуй, это следствие высокой насыщенностью информацией сюжета и быстрым развитием событий.
Роман хочется растащить на цитаты.
А еще в "Лавине" великолепный английский юмор.
- Кто вы такой? – бурчит Тони.
Лицо новоприбывшего становится удрученным.
– Грег Ричи, – отвечает он.
Потом, когда никто как будто не реагирует, подсказывает:
– Президент Соединенных Штатов.
– О! Извините. Приятно познакомиться, мистер президент. – Тони протягивает ему руку. – Тони Майклс.
– Фрэнк Фрост. – Со скучающим видом Фрэнк тоже протягивает руку.
– На меня внимания не обращайте, – говорит И.В., когда Ричи смотрит в ее сторону. – Я заложница.
В "Лавине" - недалекое будущее, посткиберпанк. Удивляюсь как Стивенсон не подал на Лукьяненко в суд. Мир романа, начало романа - вплоть до того как Стивенсон выходит на ключевую идею, господин Лукьяненко точь-точь слизал в "Лабиринте отражений". Это и Метавселенная (глубинная виртуальность), и аватары, и образ воздействия, и вирус, поражающий не только софт, но мозг пользователя.
Но "Лавина" - произведение гораздо более глубокое, панковское, динамичное и философское. Герои его живут в двух урбанистических мирах, выкладываясь в каждом по полной. Мир похож на коллекцию близко поставленных муравейников: франшизы, мафии, правительства втихую воюют на своих крохотных клочках территории, выдумывают себе каждое свое правосудие, а самые ушлые муравьи ухитряются везде получать прибыль. Конструируя мир Стивенсон четко идет в сторону дивергенции человеческого общества.
Герои, как всегда, яркие, выпуклые, сильные и стильные. Гениальный хакер, лучший боец на мечах, по совместительству - разносчик пиццы в мафии, торговец информацией, который ухитряется понимать всё и всех, но не себя; пятнадцатилетняя девушка-курьер, его партнер по бизнесу и друг, мотающая на навороченном скейте, вооруженная до иглы с наркотиком в вагине, любящая свою маму-федерала, смелая, умная и изобретательная, которую зовут И.В. - Искренне Ваша; алеут-мутант, мечтающий взорвать Америку и таскающий с собой водородную бомбу; глава мафии, добрый дядюшка Энцо; хакеры, взламывающие уже не коды машин - а коды разума.
Главная метафора "Лавины" - вирус. Аргументируя древней историей, легендами и последними достижениями науки Стивенсон доказывает существование праязыка, метаязыка, которым люди обладали до Вавилонской катастрофы. Языка, который заложен в разум на уровне генотипа, и жестко задающего простые программы "печь хлеб", "лепить из глины", "строить дома". Этот язык был уничтожен информационным вирусом, который тысячелетия назад написал Энке бог/маг/ученый - религией. Созданные в итоге языки позволили людям развивать мышление, а не следовать жестким программам. Все последующие реформации религий - это изменения этого вируса, каждый раз - борьба новых штаммов, когда предыдущий перестает быть эффективным.
Стивенсон как минимум заставляет задуматься.
Из минусов: никакой психологичности героев. Они обоснованны, но душевно - не динамичны. Пожалуй, это следствие высокой насыщенностью информацией сюжета и быстрым развитием событий.
Роман хочется растащить на цитаты.
А еще в "Лавине" великолепный английский юмор.
- Кто вы такой? – бурчит Тони.
Лицо новоприбывшего становится удрученным.
– Грег Ричи, – отвечает он.
Потом, когда никто как будто не реагирует, подсказывает:
– Президент Соединенных Штатов.
– О! Извините. Приятно познакомиться, мистер президент. – Тони протягивает ему руку. – Тони Майклс.
– Фрэнк Фрост. – Со скучающим видом Фрэнк тоже протягивает руку.
– На меня внимания не обращайте, – говорит И.В., когда Ричи смотрит в ее сторону. – Я заложница.
Полагаю "Криптономикон" тоже уже после-"Букварный"... Пока только первую его часть прочла - понравилось то, что Стивенсон пишет только о том, что действительно прекрасно знает, что долго и упорно изучал. Такое серьёзное отношение к написанию книг вызывает у меня безмерное уважение - мало кто так сейчас пишет, обычно авторы рассчитывают на непросвещённость читателя и не углубляются в подробности, даже обидно иногда бывает от этого)
Согласна, очень скурпулезно подходит к написанию Стивенсон, это подкупает. И умеет не скатиться в лекции а-ля Жуль Верн.. Читала про Стивенсона кусочек в биографии, что он категорически не читает беллетристики, а только научно-специальные книги..