воскресенье, 04 октября 2009
Каждый из нас проходит по мостам жизни,
сжигая их за собой и унося в памяти
запах дыма и горечь слез.
Благополучно пропустив мимо себя все
порывы ветра – со вкусом полыни и без – я встала лицом перед проблемой «Пересмешника». В целом отзывы были благоприятны, и я колебалась. Опыт показывает, что Пехов всё же не «мой» писатель, но вдруг…
Искра надежды тлеет в нашем сердце всегда

. Последнюю точку в вопросе «Читать или не читать?»

поставило моё электронное устройство: покупать книгу я всё же не стала бы, а вот ознакомиться с файлом текста в удобной форме – почему нет?
Если что, никто дочитывать не заставляет, а жаба спокойно сопит себе в две дырочки, не вмешиваясь истеричными воплями в процесс

…закачали - и нач-чали…
Великий город Рапгар! Смешенье рас, языков и обычаев; чуточку нелепая эпоха пара и начатков электричества, подъезжающая на архаичном паровозе к покинутому перрону Великой Магии Прошлого. Город контрастов. Город великокняжеского двора и первоклассных интриг. Покинутое обиталище вот-только-что-ушедшего, а потому непривычно близкого, Всеединого Бога. Добро пожаловать в фэнтезийный Вавилон, город Рапгар приветствует вас!
…А теперь совсем о другом...Так или примерно так всё это выглядит со стороны
. Мой скромный – однобокий? - фэнтези-багаж не позволяет оценить приведённые большинством рецензентов параллели с некими известными мирами книг и компьютерных игр; ипатовский «День Полыни» да брутальные Гробницы Тал-Раша – вот и всё, на что меня хватило
. Но я не жалуюсь. Похожесть/непохожесть сюжета на что-либо – это вопрос, который наименее меня занимает. Самое интересное - оно кроется в чём-то другом…
Кстати, в чём? Хороший вопрос!
На базе «Пересмешника» я как раз сделала удивительное открытие.
…В последнее время на чтение стало оставаться совсем немного времени. До обидного немного
. И вот в один непрекрасный день я обнаруживаю себя, занимающуюся очень странным делом: чтением фантастического романа по три странички в день перед сном
. В течение эдак двух-трёх недель
. Бред! Сказал бы мне кто такое лет десять назад – не поверила бы и с негодованием закидала подгнившими помидорами. Но жизнь сделала неожиданный поворот, и вот я здесь 
Так что же, скажите, можно вынести из такого вот, с позволения сказать, прочтения? Поверьте, очень немногое. Целостность картины? Не издевайтесь. Отследить сюжетные линии? Побойтесь бога. Обнаружив себя в день N+12 читающей о поисках героем ключевого свидетеля-наркомана, я категорически не в силах припомнить, каким образом он на него вышел и зачем. Наверное, так было нужно 
И после всего этого я осмеливаюсь кропать собственный отзыв?! Как видите, да 
Сдаётся мне, что я такая не одна. Помнится в детстве – да и попозже – я периодически упрекала Ма: «Ну как ты можешь так читать? С середины книги, не добираясь до конца, не упомнив всех событий!». Ма безмятежно пожимала плечами и говорила: «Мне этого достаточно. Я получаю удовольствие». И вот только сегодня я её поняла – значит, время пришло 
Писатели вправе на нас, безответственных читак, негодовать. Но боюсь, они не в силах ничего с нами поделать 
Да, я теперь неправильно читаю, но на свой лад тоже получаю удовольствие. Не так, как задумал автор – и мне перед ним даже где-то стыдно, но не слишком. Думаю, я теперь воспринимаю прочитанное каким-то другим местом, не головой
. Видели когда-нибудь воробья? Осенью на солнышке? Купающимся в песчаной луже? Он счастлив! Ему хорошо! …Вот именно так можно кувыркаться и чирикать в атмосфере текста, не вдаваясь в детали. Если там есть над чем чирикать, конечно же 
Теперь вы имеете представление о том, насколько можно доверять этому отзыву. Во всяком случае, я вас честно приддупредила 
А теперь безответственно изложу свои выводы.
Начало вызвало у меня больший энтузиазм, чем конец. Сама изначальная концепция почти-уже-мёртвого-героя давно привлекает моё внимание – со времён теории профессора Посошкова «о Гамлете, оцарапанном шпагой» (Ц) (В.Дудинцев, «Белые одежды). Тема полной свободы, упавших оков всех общественных и социальных ограничений; тема истинной сути и истинной цели; тема последних в жизни «надцати минут» и их использования – ну как это может не волновать? Так вот, имхо, у Пехова эта нота прозвучала не слишком убедительно
. Многократные повторы сентенций о безвременной смерти героя проблему не решают. Право же, автор и Тиль не сумели как следует погрузиться в вопрос, не прочувствовали его на той пронзительной ноте, как это удалось дуэту Посошков/Дудинцев, а значит, вчистую ему проиграли. Нет-нет, не уговаривайте, тема не раскрыта!
Теперь что касательно мира. Он велик – в прямом и переносном. Он вызывает уважение и где-то даже трепет. А количество разъясняющих сносок вызывает уважение у моего электронного устройства, которое наконец-то научилось их обрабатывать. Но боюсь, что для «метода лужи и воробья» мир Рапгара излишне велик. Очередное подтверждение тому, что я ленива. Казалось бы, такое удовольствие – лазай и лазай по сноскам туда-сюда, достраивай и достраивай в голове картину мира – а мне вот не понравилось, энергозатратно. А главное, что затраты эти в моём представлении должным образом не окупаются.
Да, как-то так.
Теперь о стреляющих ружьях. Как вы понимаете, учесть общее количество сюжетных огнестрелов и процент их срабатывания я не в состоянии. Но скажу больше: сегодня меня раздражали именно те, которые палили согласно расписанию. Вот, к примеру, Атрибут нашего героя. Весь роман умение Тиля подражать звукам и голосам никак не отрабатывалось (эпизод с гадалкой я не считаю, он выглядит искусственным) – а в финале рррраз, и, типа, спасло мир
. Причём я об этом давно-ооо уже догадалась. Озадачивает, не правда ли? Впечатление складывается такое, что автор придумал этот ход заранее, заложил тупо в сюжет и с достоинством сел ждать до финала. Тоже позиция, согласна.
В последнее время то ли мудрею, то ли глупею – пока не поняла. Ситуации, когда сюжетные линии чётко входят друг в друга по расписанию, как зубцы двух шестерёнок, радовать перестают.
А вот что порадовало, так это самый что ни есть второстепенный момент. Не имеющий судьбоносного значения. Восторг вызвали все сцены, посвящённые «маленькому народцу» - крошечным бестолковым энтузиастам, аутсайдерам этого мира. Непрактичные, неспособные к систематическому мышлению создания... Но зато такие живые! Да у меня Платон точно такой.
Пикси
. Вот он, ответ! Это родство душ, не иначе
. Ники, которые нас выбирают… Леди, способная ощутить себя воробьём, просто не может называться по-другому 
Несколько игр в вопросы и ответы в заключение.
Мир книги интересен? О да.
У него есть потенциал? Безусловно.
Продолжение будет? Полагаю.
Мне понравилось?.. Нет, не слишком.
Полностью осознавая уязвимость своей позиции, всё же скажу. Из всех искусств образцовым считаю – нет, не кино – скульптуру. И где-то рядом архитектуру, как частный случай
. А чем же это они так хороши? Да тем, что качество замысла и исполнения очевидно. Говорят, что хорошая работа должна быть хороша со всех трёхсот шестидесяти градусов, а также снизу и сверху.
«Пересмешник» недурён в нескольких ракурсах, не спорю. Но лично мне, из лужи, он как-то не показался
Резюме: неплохо, но не моё.Категория:
@темы:
Ррецензии,
Метод 'лужи и воробья'
Большое спасибо за красивую, интересную и заставляющую задуматься рецензию.
Великий город Рапгар! Смешенье рас, языков и обычаев; чуточку нелепая эпоха пара и начатков электричества, подъезжающая на архаичном паровозе к покинутому перрону Великой Магии Прошлого.
Обожаю твои формулировки!
я теперь неправильно читаю, но на свой лад тоже получаю удовольствие.
Значит, читаешь правильно, тем более, что такое "неправильное" чтение не мешает тебе писать высококлассные рецензии.
«Пересмешник» недурён в нескольких ракурсах, не спорю. Но лично мне, из лужи, он как-то не показался
Я уже хвалила твои формулировки? Но ничего, повторюсь. Ты умеешь донести свою мысль одновременно образно и чётко, и это потрясающе.
Спасибо, ты меня захвалишь
Скажи, но ведь ты-то давно уже прочла, наверняка? И как оно тебе показалось? А по сравнению с "Ветром"?
ты-то давно уже прочла, наверняка?
Не то чтобы давно, но для написания рецензии уже поздно.
И как оно тебе показалось?
Понравилось, не то чтобы я была в неописуемом восторге, но полагаю, то Пехов скорее прогрессирует, нежели наоборот. Мир понравился, я вообще фанатка аллюзий и гиперссылок, а тут их очень много. причём тех, что я могу узнать, но не таких примитивных, как, например, в "Недотёпе" Лукьяненко. Герой оставил равнодушной, но пеховские герои меня, как правило, и не цепляют. Сюжет динамичный. Так что свои четыре часа удовольствия я получила, но перечитывать если и буду, то очень не скоро.
А по сравнению с "Ветром"?
И тот и другой на твёрдую "четыре". Пожалуй, "Пересмешник" объективно немножко лучше, но субъективно "Ветер и искры" мне дороже, видимо, за счёт ожидания продолжения.
Спасибо. Видимо, Пехов скорее "твой" автор, нежели нет
Не буду я это читать. Ибо у меня отношение к его книгам такое же, как и у тебя. С той лишь разницей, что Ветер Полыни я читала... Но - не доставило.
Что ж, раз так решила - не читай.
Оно весьма читабельно, правда. Но мир не обрушится, если
Последнюю точку в вопросе «Читать или не читать?» поставило моё электронное устройство: покупать книгу я всё же не стала бы, а вот ознакомиться с файлом текста в удобной форме – почему нет?
Если что, никто дочитывать не заставляет, а жаба спокойно сопит себе в две дырочки, не вмешиваясь истеричными воплями в процесс
Для меня это был один из основных факторов в покупке эл.книги. Надоело приобретать книги, а потом жалеть потраченную на них древесину.
…В последнее время на чтение стало оставаться совсем немного времени. До обидного немного .
Аналогичная ситуация. Только я смотрю сериалы в неограниченном количестве.
Сама изначальная концепция почти-уже-мёртвого-героя давно привлекает моё внимание
Сколько было интересных идей, но не нашедших достойной реализации.
За Пеховского Гаррета также обидно
Пирра Большое спасибо за красивую, интересную и заставляющую задуматься рецензию.
Присоединюсь.
Но игровых историй не хватает
Только я смотрю сериалы в неограниченном количестве.
Сериалы я тоже смотрю, успеваю
Сколько было интересных идей, но не нашедших достойной реализации.
[оживляется]
О! Я не одинока!
И насчёт Гарета тоже согласна: помнится, были у меня по прочтении претензии, да уже забылось с течением времени
Но игровых историй не хватает , описание прохождения 2ой Дьяблы доставляло массу удовольствия.
Угу, мне их тоже не хватает
Вот проходила когда "Проклятые Земли", было несколько эпизодов, о которых можно рассказать: "Зак, охотящийся на Зелёного Тролля", "Зак, спасающийся бегством от Красной Гарпии"... Но увы: тогда не было ни времени, ни сил, а теперь уже поздно
В точку! А я то думала что же меня так смутило в развитии событий, ведь вроде бы и начало было многообещающим(хоть и неоправданно затянутым, по крайней мере я, пока добралась до авторских объяснений, успела напридумывать вагон и маленькую тележку своих
Восторг вызвали все сцены, посвящённые «маленькому народцу»
ИМХО, там как-раз многие "второстепенные" моменты были хороши: и маленький народец, и серьёзные мяурры-охранники, увешанные оружием, и своенравные амнисы. Да и другие едва упомянутые расы весьма колоритны))).
начало было многообещающим(хоть и неоправданно затянутым, по крайней мере я, пока добралась до авторских объяснений, успела напридумывать вагон и маленькую тележку своих )
Да, самое начало - именно что многообещающее, на том этапе я даже подумывала о покупке бумажного экземпляра. Но вот потом... Потом от этой мысли отказалась
а вот потом...как-то всё пошло не так, точнее свелось к немного неуклюжему детективному сюжету и только.
Кажется, Пехову придумки-и-миры удаются заметно лучше, чем их последующая реализация
ИМХО, там как-раз многие "второстепенные" моменты были хороши: и маленький народец, и серьёзные мяурры-охранники, увешанные оружием, и своенравные амнисы. Да и другие едва упомянутые расы весьма колоритны)))
О! Да! Мяурры